Оба берега р.Нева и юго-запад Приладожья исстари называли Ижорской землей, то есть местом обитания ижоры — угро-финского племени. С 1478 г. Ижорская земля вошла в состав централизованного Русского государства. Однако после неудачной Ливонской войны она временно была передана шведам, но вскоре возвращена (1590), впрочем ненадолго. В Смутное время шведам удалось овладеть ею, и лишь Петр I сумел вернуться на Неву. Река эта коротка, всего 74 км (собственно Неву следовало бы называть не рекой, а протокой из Ладожского озера в Балтийское море). С юга в нее впадает несколько небольших речек, одна из которых называется Ижора. С освоением этих мест в начале XVIII в. поставлена была небольшая водяная лесопильня на Ижоре. Случилось это, по преданию, в 1705 г. Но вскоре перенесена несколько ниже, туда, где и климат был посуше и падение воды побольше.
Возникло постепенно село Колпино. В 1719 г. адмиралтейство основало тут кузницу для изготовления железных принадлежностей кораблей. В 1782 г. были построены заводы: плющильный и меднолитейный. Появилось многоотраслевое производство, носившее название Адмиралтейские Ижорские заводы. К концу XVIII в. на Ижоре сосредоточились: три различные кузницы (якорная, медная, обычная с горном), литейная, слесарная, б цементных толчеи, 6 голландских лесопилен. При них состояло около 300 рекрутов морского ведомства. Поначалу все заведения располагались в деревянных строениях, но в 1806 г. начато сооружение кирпичных корпусов. К тому времени, в 1803 г., появился и машиностроительный завод.
Здесь делались первые в России землечерпательные снаряды, колесные пароходы, судовые машины. Внутри завода находился обширный бассейн, куда по Ижоре заводились пароходы с Невы (для разгрузки сырья и погрузки изделий завода). Отсюда вышли пароходы: «Нумер первый», «Геркулес», «Скорый», «Богатырь» и др.
В 1920 — 1930-е гг. на Ижоре выпускались кривошип-ные и эксцентриковые прессы для всех автомобильных и тракторных заводов нашей страны. Ижорский завод (таковым стало его название) первым в России освоил производство блюмингов, крупных поковок.
В годы Великой Отечественной войны рабочие Ижор-ского завода сражались в рядах Советской армии на подступах к Ленинграду и производили корпуса танков, бронеавтомобили, боеприпасы, бронеколпаки для долговременных огневых точек. После войны построены новые металлургические, реконструированы и расширены механические цехи, выпущены высокопроизводительные автоматизированные прокатные станы, сложное энергетическое оборудование. На заводе создано более 100 видов технически совершенных машин и изделий. Здесь делают стальной прокат и трубы, гусеничные экскаваторы, прокатное и кузнечное оборудование.
Само же Колпино — город с почти 100-тысячным населением входит в так называемый Большой Санкт-Петербург и подчиняется непосредственно его администрации. Находится оно в зоне почти сплошной городской застройки, которая протянулась от Приневской низины на юго-восток до самого Колпино. По своему облику город мало отличается от жилых районов Санкт-Петербурга, где вдоль обсаженных деревьями прямых улиц выстроились многоэтажные дома.
В Колпино также расположены литейно-механический Завод, комбинат строительных материалов, слюдяная фабрика. Кадры для предприятий города готовят факультет политехнического института и металлургический техникум.
Всякий, кто ехал из Москвы в Санкт-Петербург, помнит, наверное, на подходе к бывшей столице плоскую равнину, мелколиственные леса, перемежающиеся с полями и заболоченными участками. А слева — огромные серые корпуса Ижорского завода. Это — Колпино.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
КОЛПИНО
В серебряном щите червленый столб, обремененный тремя золотыми пламенами с сопровождаемый двумя черными узкими столбами. В правой вольной части щита герб Санкт-Петербурга. Щит увенчан червленою башенною о двух зубцах, короною и окружен двумя золотыми молотками, соединенными александровскою лентою.
Сообщение об использовании исторического герба (ранееутвержден 23 сентября 1881 г.).