Деревня Мокришвица, расположенная на берегу р.Свирь, среди хвойный лесов, еще в XVII в. была известна умением ее жителей строить суда. Возможно, это обстоятельство побудило Петра I основать рядом с ней верфь, названную Олонецкой, а позднее — построить дворец (в 1832 г. на его месте на средства купца Сарафанова поставлен памятник Петру I) и церковь св.Петра. Уже на следующий год под непосредственным руководством А.Д.Меншикова спущено на воду 6 фрегатов, первых судов под военным российским флагом на Балтийском море. Верфь существовала до 1830 г. На ней был построен в 1818 г. военный шлюп «Мирный», на котором мореплаватели М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен
совершили кругосветное плавание и открыли Антарктиду.
На выбор места повлияли не только глубоководность реки и возможность прохода построенных кораблей в Балтику, но и отличные корабельные леса округи, близость к Олонецким заводам, где отливались пушки и ядра для оснащения кораблей. Всего на верфи было построено более ста судов.
В 1785 г. из Олонецкой верфи и прилегающих к ней слобод был образован город Олонецкого наместничества Лодейное Поле, получивший название одной из слобод. К верфи приписали Каргополь, Белозерск и Пошехонье с уездами, но вскоре (в 1796 г.) Лодейное Поле оставили за штатом и отписали к Новгородской губернии, но ненадолго. С 1801 г. Лодейное Поле вновь становится уездным городом Олонецкой губернии.
К началу реформ 1860-х гг. Лодейное Поле пришло в упадок. В 1862 г. в нем насчитывалось чуть более тысячи жителей (80 купцов, 20 ремесленников, 600 мещан). Занимались они хлебопашеством и сенокошением, извозом, работой на судах и плотах, перевозкой пассажиров по Свири. Городу принадлежало почти 3 тыс. десятин леса, 100 десятин сенокоса. Сам же он занимал 170 десятин.
Интересы городского купечества ограничивались пределами уезда. На сторону — в Петербург — шел только лес из принадлежавших самим купцам лесных участков или, как тогда говорили, дач. Что касается промышленности, то она была совершенно незначительной — 5 мелких кирпичных заводов. В городе оставалась верфь Балтийского округа корабельных лесов.
В городе было 160 домов, две церкви, 13 лавок, приходское училище (с 1836 г.), больница. Дома преимущественно одноэтажные, так как деревянные строения в два этажа разрешили возводить в Олонецкой губернии лишь в 1837 г.
В настоящее время в Лодейном Поле более 20 тыс. жителей. В городе находится завод силикатных изделий, деревообрабатывающий комбинат, завод железобетонных изделий, рельсосварочный поезд. Большинство домов новые, они построены из силикальцитовых блоков. Лодейное Поле — транспортный узел: железнодорожная станция, речная пристань на Волго-Балтийском пути, начало старинного тракта на Тихвин.
Охраной лесов, их эксплуатацией и лесопосадкой занимается леспромхоз. Неподалеку, в 16 км выше по Свири расположен поселок Свирьстрой, где находится Нижне-свирская ГЭС имени Г.О.Графтио, который построил эту станцию, образовавшую водохранилище, затопившее пороги моренной гряды и ставшее частью Волго-Балта.
В городе есть историко-краеведческий музей.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ
В серебряном ги/ите на лазуревой волнистой оконечности плывущий влево парусник. В вольной левой части щита грирры 1702. В вершине щита — цвета российского флага.
Утвержден исполнительным комитетом Аодей-нопольского городского Совета депутатов трудящихся 25 февраля 1969 г., № 53а.