В XV в. на месте города, при впадении р.Волхов в Ладожское озеро, находился Никольский Медведе-кии монастырь, подвергавшийся частым разорениям от шведов. В 1704 г. Петр I нашел место привлекательным для поставления города. Монастырь был обведен земляным валом и рвом, город же населили жителями Старой Ладоги и крестьянами, доставленными из внутренних губерний для строительства Ладожского канала. Сам монастырь был упразднен, его церкви превращены в приходские, а город получил название Новая Ладога в отличие от Старой Ладоги, расположенной выше по течению Волхова и обескровленной выводом жителей.
В 1708 г. Новая Ладога вошла в состав Ингерманланд-
ской губернии, в 1727 г. отошла в Новгородскую губернию, в 1773 г. преобразована в уездный город, а в 1/81 г. переведена в Санкт-Петербургскую губернию. Новая Ладога, несмотря на выгодное положение в начале Ладожского канала (он проложен вдоль берега Ладожского озера во избежание гибели плоскодонных барж, основного транспортного средства того времени, в штормовую погоду на Ладоге), протяженностью более 100 км и связывающего Волхов и Неву, развивалась довольно медленно. В конце XVIII в. в ней было не более 600 жителей.
Получив некоторые льготы от императора Александра I, Новая Ладога несколько оживилась и к середине XIX в. уже считалась одним из лучших городов губернии. В начале 1860-х гг. здесь было 4500 жителей. К городу примыкали слободы Песоцкая, Егорьевская, Загородская и село Крени-цы, выкупленное городом у частного владельца.
В городе свято берегли реликвию — деревянную Георгиевскую церковь, построенную А.В.Суворовым в бытность его командиром Суздальского полка, квартировавшего в Новой Ладоге в 1760-х гг. (до сих пор сохранились и казармы полка). В церкви был поставлен бюст Суворова.
В 1860-е гг. для улучшения условий судоходства продолжен Новоладожский канал, чем еще более укрепилось положение города. Занятия жителей преимущественно заключались в содержании лошадей для тяги судов по каналу, самих судов и перегрузке клади на пристани, рыбной ловле, огородничестве. Ремесло было незначительным, преобладали кузнецы. Фабрик и заводов не было вовсе. Купечество вело торговлю хлебом, скупаемым с мимо проходящих судов и продаваемым как в самом городе, так и округе, в западной части Олонецкой губернии и даже в Финляндии. Возили купцы в столицу сено, солому, древесный уголь, рыбу, известь. Все это заготовлялось горожанами и крестьянами близлежащих селений. На пристани ежегодно грузилось местного товара на 160 тыс. рублей. В конце лета и в декабре проводились здесь ежегодные ярмарки, имевшие довольно большую известность. На каждой из них реализовывалось товара на 300 тыс. рублей.
Однако с развитием судостроения и железнодорожного сообщения значение канала упало. Город остановился в своем развитии. Не был он привлекательным и для становления промышленности, так как жизнь Новой Ладоги с окончанием навигации замирала.
Особая роль выпала городу во время Великой Отечественной войны, когда Ладога и Нева стали единственным путем к осажденному Ленинграду. Новая Ладога была в эти годы основной базой Ладожской военной флотилии, корабли которой доставляли грузы в блокированный Ленинград. Новая Ладога превратилась в прифронтовой город, серьезно пострадавший от налетов вражеской авиации.
Современная Новая Ладога — небольшой город, центр ладожского рыболовства. Здесь работают рыбоконсервный завод, а также судоремонтный, обеспечивающий судоходство на этом крупнейшем в Европейской части России озере. В городе построены ткацкая и кожевенно-галантерейная фабрики.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
НОВАЯ ЛАДОГА
В червленом щите лазуревый столб с золотым стенчатым со швами окаймлением, сопровождаемый по сторонам двумя золотыми рогами изобилия.
Сообщение об использовании исторического герба юрода (ранее утвержден 16 августа 1781 г.).