Город известен как центр нефтегазодобывающей промышленности Западной Сибири. Расположен на берегу р.Тура, притоке Тобола. Это первый русский город в Сибири, долгое время бывший важным транзитным пунктом на торговом пути из европейской части России в Сибирь и Китай. Тюмень крупный транспортный узел и перевалочная база грузов с речных судов на железную дорогу.
Здешние территории некогда были заселены племенами хантов и манси. Их стоянки у Андреевского озера датируются IV — III тысячелетием до н.э. В XII в. сюда стали проникать тюркские племена.
В XIV в. тут существовало Тюменское ханство. Его центр Чимги-Тура находился на берегу р.Тюмень неподалеку от ее впадения в Туру. Остатки земляного вала этого города видел еще в середине XVIII в. историк Г.Ф.Миллер.
Сначала Тюменское ханство входило в состав Золотой орды, потом Белой орды, а во второй четверти XV в. стало частью державы Абдулахир-хана, простирающейся от Нижнего Тобола до Сыр-Дарьи. В результате борьбы между чингисидами за право владения Чимги-Турой в 1495 г. победу одержал тайбугин Махмет. Он объединил татарские улусы по Тоболу и среднему Иртышу и сделал своей ставкой старое угорское укрепление на Иртыше — Сибирь (Кашлык или Искер). Сибирское ханство в начале XVI в. поглотило Тюменское. Опустевшая Чимги-Тура прекратила свое существование. После разгрома хана Кучума отряды воевод Василия Сукина и Ивана Мясного в 1586 г. спустились по Туре до старой татарской Чимги и возле нее заложили новый город. На удобном мысу, окрркенном с запада оврагами, был поставлен тын, насыпан земляной вал, построены съезжая изба, жилые дома, амбары и церковь. Так началась Тюмень.
В 1587 г. Тюмень становится центром огромного уезда, включая Тобольский край. В 1590 г. возведен рубленый город с башнями.
После открытия в 1597 г. нового, более удобного и короткого, пути в Сибирь из Соли Камской на Верхотурье Тюмень становится воротами в Сибирь. Здесь учреждается почтовый ям, и для казенной надобности присылается 50 ямшиков. Для деловых людей и путешественников в 1838 г. был выстроен гостиный двор с 272 лавками. В городе останавливался и торговый люд, обменивая европейские товары на сибирские.
Город был не только важным торговым пунктом, но и военно-стратегическим центром. Он защищал порубежье, снаряжал отряды для дальнейшего освоения Сибири. До XIX в. основной состав населения состоял из служилых людей (стрельцов, казаков) и ямщиков, составлявших особую общину.
Большое развитие в Тюмени получило кожевенное производство. В 1810 г. город выходит на первое место в России по выделке кож. С 1843 г., когда был спущен на воду первый пароход «Основа», начинают развиваться речное пароходство и судостроение. Открываются механические мастерские по сборке пароходов. С 1885 г. сюда из Екатеринбурга приходит железная дорога.
Через Тюмень на каторгу и в ссылку прошли все политические от А.Н.Радищева до большевиков, а потом и жертвы их репрессий. Только одних участников польского восстания 1863 — 1865 гг. здесь побывало более 18 тыс. человек.
Современная Тюмень — крупный промышленный центр. Открытием века стала тюменская нефть. Кроме нефтегазодобывающей промышленности, развиты машиностроение, судостроение, металообработка, деревообработка, химическая промышленность. В городе несколько высших учебных заведений, включая университет, два театра, филармония, цирк, краеведческий музей и картинная галерея.
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ТЮМЕНЬ
Лазуревый щит с главой. Серебряный волнистый пониженный пояс обременен стилизованным плывущим дощаником с золотой мачтой. В главе щита выходящая золотая пирамида, сопровождаемая золотыми же алебардами, червлеными барабанами и выходящими червлеными же знаменами.
Возобновлен 16 марта 1993 г. исторический герб города (ранее утвержден 17 марта 1785 г.).