Комсомольск-на-Амуре родился в 1932 г. по плану первых пятилеток хозяйственного и культурного строительства на Дальнем Востоке.
На его месте располагалось село Пермское, возникшее сравнительно недавно, в 1860 г. Здесь обосновались переселенцы из Европейской части России. В 1888 г. в селе насчитывалось 26 дворов и 160 жителей, стояла церковь. В 1931 г. в Пермском проживало 360 человек Никаких дорог еще не было, связь осуществлялась только по реке.
В январе 1932 г. в Пермском появилась правительственная комиссия во главе с Я.Б.Гамарником для определения места строительства нового города, строительного и авиационного заводов.
Стройка была объявлена комсомольской. В апреле 1932 г. в Хабаровск прибыли первые 6000 комсомольцев-добровольцев, а оттуда первый их десант был высажен у села Пермское с пароходов «Колумб» и «Коминтерн». В декабре того лее года образован город Комсомольск-на-Амуре, а бывший Нижне-Тамбовский район переименован в Комсомольский.
Называлась стройка Дальстройпромом. За 5 месяцев были возведены 59 бараков, лесозавод, механический комбинат, оборудована временная электростанция, построены склады, овощехранилище, больница, поликлиника, кинотеатр. Действовал радиотелефон.
На 1933 г. было намечено создание Амурского судостроительного завода. Главным участком работы для его соорркения стали лесозаготовки, которые велись на правом берегу Амура на Ливанском лесоучастке.
Город рос быстро. В конце 1932 г. в нем было около 6000 жителей, в 1933 г.— 15 тыс., в 1936 г.— 60 тыс., в 1979 г.— 250 тыс., а в 1989 г. насчитывалось уже 315 тыс. человек.
В невероятно трудных условиях тайга была покорена. На ее месте выросли корпуса жилых зданий и производственных предприятий. На общественных началах были построены сад «Ударник», стадион, открыт аэроклуб. Еще до войны вступили в строй судостроительный и авиационный заводы, трест Амурстальстрой. Первую амурскую сталь металлурги выплавили в 1942 г.
Город раскинулся на 20 км вдоль левого берега Амура. Сегодня это крупный промышленный и культурный центр края. Здесь работают 38 промышленных предприятий: судостроительных, машиностроительных, нефтепереработки, химических, строительной индустрии, пищевых и деревообрабатывающих.
Судостроительный завод изготавливает ледоколы, рыболовные сейнеры, дизель-электроходы, стиральные машины, мебель. Авиационный завод им.Ю.А.Гагарина, возведенный на месте нанайского стойбища Дзенга, в 1936 г. начал выпускать самолеты Ли-2, а затем и другие, в том числе Ил-62, а также моторные лодки «Амур». Металлургический завод «Амурсталь» производит сталь для корпусов морских и речных судов. На заводе «Амурлитмаш», возникшем в 1940 г. как ремонтно-механическая мастерская, освоено литейное производство и машиностроение.
Комсомольск-на-Амуре крупный железнодорожный узел на Байкало-Амурской магистрали. Отсюда поезда идут в трех направлениях — в Хабаровск, Советскую Гавань, Березовый.
В городе работают педагогический и политехнический институты, 5 средних специальных учебных заведений, студия телевидения, театр, музей, открытый в 1939 г. как краеведческий, а в 1966 г. создан музей художественный.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ
Щит разделен вилообразно. В центральной ла-зуревой части щита на фоне золотых лучей восходящего золотого же солнца черно-золотая человеческая фигура с раскинутыми в стороны, упирающимися в линии деления руками. В золотых боковых полях возникающие из линий деления стилизованные зеленые ветви елей. В лазуревой оконечности щита два тонких волнообразных золотых пояса. В червленой вершине щита название города золотом.
Утвержден исполнительным комитетом Комсомольского-на-Амуре городского Совета депутатов трудящихся 6 июня 1967 г., № 329.