Местничество — это правила и нормы, разработанные в ходе формирования сословий, которые определяли ранг семьи и ее отдельных членов, их взаимоотношения с другими семьями при назначении на воинскую службу, административную должность, участии в официальных торжествах. Местничество уходит корнями в начальные периоды истории человечества, когда складывалось представление о старшинстве внутри общества, но расцвет местничества приходится на средневековье.
Местничество существовало во многих европейских странах с древнейших времен, регулируя сословные и межсословные отношения. На каком-то этапе такие отношения стали оформляться законодательно, а местничество сохранилось преимущественно в придворной жизни. Существуют красочные рассказы современников о трудностях работы Генеральных штатов во Франции в 16 — 17 вв., когда вступали в противоречие законы о старшинстве пэров и знатности их рода. Недовольные своим местом в парламенте пэры не ходили на заседания. А придворные дамы рвали друг на друге платья и портили прически, борясь за более почетное место на приеме у королевы.
В России не было законов, регулировавших отношения внутри сословий; знатность рода высчитывалась преимущественно по давности его службы московским князьям и рангам этой службы.
Первые достоверные записи о регулировании служебных отношений мы находим в документах конца 15 в. К иноку Троице-Сергиева монастыря, бывшему московскому вельможе, ушедшему на покой, Геннадию Бутурлину обратился боярин Федор Сабуров с просьбой вспомнить и написать в Москву, какие были «места» у бояр московских князей, кто под кем «сидел».
Интерес к подобным известиям именно в это время понятен. С образованием единого Русского государства формировалась и единая структура класса феодалов, устанавливалось старшинство между семьями, раньше служившими великим и удельным князьям в разных княжествах. Может быть, в этот момент местничество ускорило формирование новых сословных структур, помогая объединиться семьям с общими предками: ведь служба при московском дворе одной семьи рода помогала продвигаться по службе всем сородичам.
Но очень скоро обнаружились и отрицательные стороны местничества: недовольные назначением воеводы отказывались идти в поход, все труднее становилось организовывать военные действия. Уже с середины 16 в. появляется принцип отправления в поход «без мест»; такое назначение не могло стать предметом спора. Со второй половины 16 в. ведутся судебные дела местников.
Обиженный «невместным» назначением на службу (ниже того, кто был менее знатен и чьи предки не занимали таких высоких должностей) мог подать челобитную, устную или письменную, лучше всего лично царю. Члены Государева двора делали это во дворце, встретив царя на торжестве или когда он шел в церковь.
Такие споры разрешались в суде, но решение шло от имени царя. Суды затягивались и могли длиться годами: в спор вступали родственники, так как низкое назначение могло повлиять и на их службу, собирались все новые документы о заслугах предков, требовали повторных разбирательств. Дело могло продолжаться и после смерти «местника», если в этом была заинтересована семья.
Решение суда выносило меру наказания для обвиненного: указывалось, на сколько «мест» один из тяжущихся признавался ниже другого. Иногда было решение о «выдаче головой» проигравшего суд. Это был разработанный ритуал, по которому надо было публично просить прощения у выигравшего.
К концу 17 в. местничество уже осложняло деятельность государственного аппарата. Оно широко распространилось не только среди феодалов, но и приказной бюрократии. Указом царя Федора Алексеевича от 12 января 1682 г. местничество было отменено. Царь велел сжечь все местнические дела.