Старая королевская армия, ослабленная дезертирством офицеров и генералов,
не могла защитить границы революционной Франции от внешних врагов и подавить
контрреволюционные мятежи внутри страны.
Между тем с лета 1792 г. над Францией нависла угроза австро-прусской
военной интервенции. Народ настойчиво требовал, чтобы правительство приняло
решительные меры для защиты отечества. В предместьях Парижа была создана
20-тысячная добровольческая армия, и вскоре каждый из 83 департаментов,
на которые делилась территория Франции, выставил по одному батальону добровольцев.
Так по инициативе народа началось создание массовой революционной армии
из крестьян и городских ремесленников.
В июле 1792 г. 42-тысячная прусская армия двинулась к французскому городу
Мец, а 25-тысячная австрийская армия сосредоточилась в Бельгии, у французской
границы.
Враги революции не сомневались, что прусские войска не позже сентября
войдут в Париж. Ведь новая французская армия не имела опытных командиров.
Многие командные посты по-прежнему были заняты офицерами бывшей королевской
армии, сторонниками монархии. У преданных революции добровольцев не было
боевого опыта.
1 сентября прусская армия захватила крепость Верден. Путь на Париж был
открыт. По призыву органа городского самоуправления — Коммуны Парижа: «К
оружию, граждане, к оружию! Враг у порога!» — население столицы поднялось
на защиту отечества и революции. Дантон произнес в Законодательном собрании
горячую речь, закончив ее словами, ставшими знаменитыми: «Нужна смелость,
смелость и еще раз смелость — и Франция будет спасена!» В армию вливались
новые добровольческие (волонтерские) отряды.
Против интервентов были выдвинуты состоявшие в основном из волонтеров
армии — генералов Дюмурье и Келлермана (всего 58 тыс. человек).
Французские войска заняли оборону на холме Вальми. Ночью прусские войска
приблизились к Вальми. Пруссаки считали свою армию лучшей в Европе и были
уверены, что одно их появление вызовет панику в рядах французов и обратит
их в бегство.
20 сентября произошло сражение, вошедшее в историю. Французский писатель
Ромен Роллан в очеркe «Вальми» описал эту битву. До полудня над полем боя
лежала непроницаемая пелена тумана. Наконец резкий ветер разорвал завесу.
Прусский король и его штаб помчались вперед, горя нетерпением увидеть бегство
неприятеля. И застыли в изумлении... По обоим склонам холма Вальми, который
возвышался над местностью, выстроились французские войска, спокойно ожидая
неприятеля. Прусский король и его генералы были так потрясены этим зрелищем,
что целый час не могли ни на что решиться. Наконец король приказал наступать.
Прусские войска, построившись в линии, под барабанный бой церемониальным
маршем двинулись в атаку.
Медаль времен Великой французской революции. Надпись: «Мир народам
— война тиранам!»
Келлерман приказал французам не начинать стрельбы, пока враг не поднимется
на холм. Поддев кончиком сабли свою широкополую шляпу, он поднял ее над
головой и воскликнул: «Да здравствует нация!» Вся армия подхватила этот
клич. Следуя его примеру, солдаты надели шляпы на острия штыков и запели
задорную революционную песню. Французские пушки производили опустошение
в первых рядах прусских полков.
Армию пруссаков охватило смятение... Вот он каков, вооруженный народ!
А им столько твердили, что он обратится в бегство, если не сдастся при
первом выстреле! А народ этот стоял непоколебимой стеной, и прямо в лицо
пруссакам неслась его песня... Прусский генерал скомандовал: «Стой!» Полки
интервентов остановились. Только артиллерийская дуэль не умолкала. Лишь
к шести часам затихли последние выстрелы. Едва отгрохотала канонада, как
разразилась страшная гроза. Прусская армия отступила. Ночью под ледяным
ветром и потоками дождя солдаты пали духом, и армия пришла в полное расстройство.
Битва при Вальми 20 сентября 1792 г. Гравюра XIX в.
В битве при Вальми в первый раз победили солдаты армии, рожденной революцией.
Они знали, что сражаются за независимость своей родины, за свободу и равенство,
которые провозгласила революция.
Великий немецкий поэт Гёте, находившийся в лагере прусских войск, сказал,
обращаясь к растерянным прусским офицерам: «Господа, мы присутствуем при
рождении новой эры, и вы вправе утверждать, что видели ее начало собственными
глазами».
К весне 1793 г. обстановка на фронтах осложнилась. В состав антифранцузской
коалиции вошли Англия и ряд других стран. Французские войска начали отступать.
В это время к власти пришли якобинцы. Они приняли решительные меры для
укрепления революционной армии. Декретом 23 августа 1793 г. вводились обязательный
массовый набор в армию и всеобщая воинская повинность; все взрослые французы,
мужчины и женщины, должны были внести свой вклад в дело изгнания внешних
врагов. Вся Франция была мобилизована на войну. Комитет общественного спасения
(см. ст. «Робеспьер и его соратники») провел слияние старых полков с волонтерскими.
К началу 1794 г. во французской армии было свыше 600 тыс. человек — невиданные
для тех времен силы. «Мир — хижинам, война — дворцам!» — под этим лозунгом
шли в бой солдаты революции.
Оружие для армии изготовлялось повсюду: его ковали в мастерских, поспешно
возведенных под открытым небом на городских площадях, и в небольших сельских
кузницах. Только в Париже было создано свыше 500 оружейных мастерских,
которые давали в десять раз больше оружия, чем давал Париж до революции.
Француженки шили для армии обмундирование. Французские ученые разработали
более совершенные способы варки и обработки стали, были открыты новые методы
добычи селитры, необходимой для изготовления пороха. Благодаря инициативе
и энергии народа огромная армия в короткий срок была вооружена. Она получила
ружья с изогнутым прикладом, что облегчило ведение прицельного огня; усовершенствовалась
артиллерия.
Солдаты революционной армии были плохо одеты и обуты, но далеко превосходили
противника воинской доблестью, высокой сознательностью, патриотическим
воодушевлением. Им было за что воевать — за ними стояли отечество, нация,
свобода. Ради спасения революции они готовы были жертвовать собой. А наемным
австрийским и прусским солдатам было чуждо чувство патриотизма, у них не
было целей, которые воодушевляли бы их на героизм.
В дореволюционной Франции офицерские и генеральские должности занимали
только дворяне; решающее значение имели не способности, не знания, а происхождение
и знатность рода. А якобинское правительство выдвигало талантливую молодежь,
выходцев из народа. Двадцатипятилетний Лазар Гош, в прошлом конюх, был
назначен командующим армией. Журдан до революции был мелким торговцем,
а в 1793 г. его произвели в генералы.
Армии Пруссии и многих других феодальных государств состояли из солдат-наемников,
завербованных из разного сброда. Наемники проявляли боеспособность только
при бдительном надзоре и палочной дисциплине. В бою их строили в длинные
линии, иногда в 2 — 3 км. Позади становились унтер-офицеры с палками. Они
подгоняли солдат и следили, чтобы те не разбегались.
В революционной армии родилось новое военное искусство. Французское
командование ставило своей целью уничтожение живой силы противника в генеральном
сражении. Решительный характер стратегии, более совершенное оружие и высокие
моральные качества французских солдат определили особенности тактики ведения
боя. Солдаты наступали плотной массой, колоннами и сминали в штыковой атаке
растянутые линии противника. Впереди колонн в рассыпном строю двигались
стрелки. Они поражали вражеские орудийные расчеты и отдельных солдат противника.
Изменился и порядок снабжения. Прежде армия зависела от баз снабжения
и не могла отрываться от них более чем на-5 переходов (50 — 60 км). Якобинское
правительство ввело новые порядки: местное население давало войскам обмундирование,
продовольствие и квартиры.
Французская армия отличалась большой подвижностью, которая парализовала
медлительного противника. «Нужно атаковать, чтобы самим не быть атакованными...
Будьте атакующими, всегда и беспрерывно атакующими», — говорил один из
выдающихся организаторов этой армии — математик и инженер Лазарь Карно.
Лазар Гош.
Переворот в военном искусстве, вызванный революцией, превратил французскую
армию в грозную и непобедимую силу. В 1793 — 1794 гг. французская армия
одержала ряд блестящих побед. Территория Франции была очищена от врагов.
Европа была изумлена мощью и доблестью армии революции.
«Марсельеза»
Весной 1792 г., когда было провозглашено: «Отечество в опасности!»
— и патриотический подъем охватил народные массы революционной Франции,
молодой офицер Руже де Лилль в пограничном городе Страсбурге в одну ночь
сложил слова и мелодию песни, ставшей революционным гимном. Торжественный
и мужественный напев будил тревогу за родину, ненависть к тирании, поднимал
и звал на борьбу. Кто-то занес новую песню в далекий Марсель. 500 добровольцев
из Марселя прошли через всю страну на фронт. Вместе со знаменем и оружием
они несли песню:
Вперед, вперед, сыны отчизны, Для нас день славы настает! Против нас тиранов стая С кровавым знаменем идет! К оружию, граждане! Так, трепещите же, тираны,
И вы, предатели страны! За ваши гибельные планы Теперь ответить вы должны! К оружию, граждане!
Париж подхватил песню, принесенную марсельцами, и дал ей имя «Марсельеза».
Гимн гремел по стране, воспламеняя сердца защитников революции. Генералы
доносили с фронтов: «Без «Марсельезы» мы деремся один против двоих, с «Марсельезой»
— один против четверых».
Песня, рожденная революцией, навсегда осталась с народом. После
революции ее не раз запрещали, но она раздавалась каждый раз, когда народ
брался за оружие. Ее звуки неслись над баррикадами Парижа в 1830 и 1848
гг., в дни Парижской коммуны. В феврале 1879 г. «Марсельеза» была объявлена
национальным гимном Франции.