Неофилологическая библиотека-денежный переулок, дом 9/5
Воспоминания М. И. Рудомино
Уже четверть века в Московском университете им. М. В. Ломоносова ведется научно-исследовательская работа по созданию фонда мемуарных звукозаписей, посвященных истории русской науки и культуры первой половины XX века. Организатором и создателем большей части этой коллекции был старший научный сотрудник, известный исследователь творчества В. В. Маяковского Виктор Дмитриевич ДУВАКИН (1909 - 1982). Беседуя с участниками или свидетелями событий культурной жизни того времени, он записывал на магнитофонную ленту эти, как правило, нигде ранее не публиковавшиеся воспоминания*.
Маргарита Ивановна РУДОМИНО (1900 - 1990), основатель и бессменный директор Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы с 1921 по 1972 год, подробно рассказала историю создания и развития библиотеки, поделилась своими воспоминаниями о встречах с отечественными и зарубежными деятелями науки и культуры.
Записи бесед с М. И. Рудомино проводились в 1974 и 1985 гг. В предлагаемом фрагменте из первой беседы, которая состоялась 13 августа 1974 года, речь идет о начальном, арбатском, периоде существования
библиотеки, когда она носила название Неофилологической.
***
- Маргарита Ивановна, прежде чем начать рассказывать об истории Библиотеки иностранной литературы, расскажите немного о себе.
- Я ровесница века. Недавно, 3 июля, мне исполнилось 74 года. Самое время как-то подытожить свою жизнь. В ней очень много интересного, очень много красивого, очень много счастливого, в ней очень много удовлетворения, но вместе с тем, я должна сказать, жизнь, конечно, была очень сложная и трудная. В детстве я сама себя называла "ванькой-встанькой": уж очень часто меня наклоняли, а я опять ускакивала на старое, прежнее, место. И так до бесконечности. Моя семья была совсем не богатая, она относилась к той трудовой интеллигенции, которая жила на свой собственный заработок. Мать была преподавательницей иностранных языков, отец - агроном. Иностранные языки меня окружали с самого детства: все мои тетки были преподавательницами иностранных языков. Окончив гимназию, я знала немецкий и французский. Я еще говорю и на английском, но его я выучила в Москве, окончив факультет общественных наук Московского университета; знала немножко шведский, немножко знаю испанский и итальянский, по крайней мере могу читать. Говорю же на трех: немецком, французском и английском.
В 1917 году я окончила саратовскую гимназию. К этому времени я была уже круглой сиротой (мать моя умерла в 1915-м, а отец - в 1916 году), и мамины коллеги по гимназии решили меня поддержать и дали мне возможность работать в той же гимназии библиотекарем. Потом я работала библиотекарем еще и на курсах иностранных языков. В начале 1921 года я приехала в Москву в командировку, и тут мне предложили работу в Неофилологическом институте. - А что это за институт?
- Неофилологический институт был организован Иваном Ивановичем Гливенко и еще целым рядом преподавателей для подготовки лиц со знанием иностранного языка, которые могли бы в дальнейшем преподавать. Этому институту было дано помещение в Денежном переулке, угол Глазовского.
- Это тот дом, где кабинет Луначарского? - Именно сама квартира, куда в дальнейшем, в 1924 году, переехал Анатолий Васильевич, была передана Неофилологическому институту. Это была пятикомнатная квартира бывшего присяжного поверенного Мандельштама, который эмигрировал в 1918 году. В то время она уже была совершенно разрушена, там жили беспризорники: спалили весь паркет, срезали всю кожу и материю с диванов, вещей уже никаких не было. Помещение нужно было капитально ремонтировать.
- Какова была цель создаваемого института?
- Подготовка преподавателей иностранных языков. Кроме того, предполагалось организовать подготовительные курсы для поступления в высшие учебные заведения, так как в последние годы, уже в советское время, в школе иностранный язык очень принизился и подготовка учащихся была очень слабая. Но все это было только в периоде организации: была печать, были бланки, было несколько преподавателей, и осенью институт должен был открыться. Мне предложили там работать, и я согласилась. Но я находилась в Москве в командировке и сначала должна была уладить дела в Саратове: я приехала сюда за современной печатью для саратовских библиотек и саратовских организаций. Через Центропечать мне удалось получить товарный вагон, доверху набитый книгами и газетами. Его нужно было отправлять, но отправлять было не с кем, и я решила, что поеду сама. Мне тут же на вокзале проводник сказал: "Девушка, милая, вы же понимаете, что вы живая не доедете, потому что это время, когда с фронта идут: выбросят эту вашу печать, и вы ничего не сможете сделать. Тут нужно по крайней мере двое мужчин с наганами". Я отвечаю, что у меня никого нет, кто бы мог помочь. Тогда этот проводник, приятный старый рабочий, сказал: "Ну давайте, я возьму вас под свою опеку, но, смотрите, не выходить, не показываться и не топить. Я вас закрою на замок. Вот вам кусок сала, кусок хлеба и вода. Сколько будем ехать - не знаю. Может быть, неделю". На мое счастье, я в этом запертом состоянии пробыла, вероятно, суток двое, не больше. И все в целости довезла до Саратова. Там это произвело такое большое впечатление, что когда я попросила отпустить меня в Москву, то меня сразу же отпустили. Таким образом в июне 1921 года я оказалась в Москве. Как выяснилось, навсегда.
Тут выяснилось, что руководители Неофилологического института разъехались кто куда, и я осталась - в августе 1921 года - совершенно одна. Денег на содержание института не давали, счет был закрыт. У меня была одна помощница, которая немножко позже приехала, еще осталась уборщица, которая тоже была при этом институте. Я не сказала еще, что когда я приехала в Москву, то мне при институте, на мансарде, дали комнатку. Там-то и было мое первое московское жилище.
- Выходит, институт проработал всего несколько месяцев?
- Да, с февраля по август 1921 года. Но это была чисто организационная работа. Даже приема не велось. Были только бумаги, печать. Когда я работала над архивом нашей библиотеки, то наткнулась на архив этого института, нашла план учебный, какие-то докладные записки, сметы, мелкую переписку.