Графиня Марья Михайловна Апраксина, 1750 - 1770. Андрей Сергеевич Милославский, 1750. Дом Николая Александровича Лопухина, 1750 г. Алексей Сергеевич Голицын. Генерал-поручик Федор Матвеевич Воейков, 1760. 1770 - князь Николай Алексеевич Оболенский, князь Андрей Дани-лович Друцкой.
1790 - вдова княгиня Екатерина Алексеевна Меньшикова. 1813 - генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Действительный статский советник Павел Иванович Глебов.
1841 - сенатор Петр Семенович Полуденский, сыны Сергей, Николай, Михаил. Кончается 1864 г.
Петр Иванович Кошелев. 1785. Князь Степан Борисович Куракин. Домовая церковь в доме княгини Анны Ивановны Голицыной, без главы, дозволена в 1755 г. (Клировая N 18.)
Далее, следуя по Антипьевскому переулку к стене Белого города к Пречистенскому бульвару, встречаем упраздненную церковь Луки Евангелиста, до пожара 1629 г. она была деревянная и сгорела, но в 1657 г. числилась уже каменною.
Урочищное обозначение этой церкви (Лука Евангелист) заслуживает внимания по различию поминаемых местностей. В 1625 г. она значится на Полянках, в 1629 г. - в Чертолье. Это более древнее ее обозначение может указывать, что возле ее существовали еще если уже не поля, то, по крайней мере, полянки, пустые незастроенные площади. В конце XVII столетия в 1678 г. В 1681 г. она числится на Арбате, в 1679, 1699 гг. - на Знаменке, по близости ее и к Знаменке, и к Арбату в значении кривизны городовой стены, как мы объясняем имя Арбат. Иначе нельзя растолковать указание этой местности для церкви, отстоящей и от Арбатских ворот и от Арбатской улицы (Воздвиженки) в столь далеком расстоянии 200 и 300 сажен. Или нужно признать, что в этом случае именем Арбат означена самая Знаменка.
Точное время основания этой церкви неизвестно, но должно полагать, что она существовала уже в XVI столетии.
В 1722 - 1727 гг. она именуется уже Сретенскою, что на Знаменке, с приделом Святого апостола Луки17 (Материалы, II, 594), а в клировых ведомостях 1775 - 1785 гг. - Владимирскою или Апостола Луки (Розанов, 24), но первоначальное имя она сохранила до последнего времени (1799 г., Розанов).
В 1699 г. в приходе у ней было 10 дворов, в том числе 8 стольничьих, 1 дворянский, 1 подьяческий (Материалы, II, 511), из них упоминаются фамилии: 1716 г. - Юрья Шишкина, княгини Феклы Львовой, Никифора Кондратьевича Вяземского (Розанов), учителя царевича Алексея Петровича. В 1727 г. в приходе числилось 5 дворов, а в 1737 - 1769 гг. от 6 до 9 дворов. В это время в числе прихожан упоминаются дворяне княгиня Марья Волконская, Лопухин, Сергей Нестеров, Никита Нащокин, действительный статский советник Василий Гурьев, Федор Озеров, князь Алексей Масальский, Иван Нечаев, Федор Левшин, Петр Мельгунов, князь Сергей Алексеевич Голицын и др. (Розанов, упраздненные, 9), Иван Нечаев (клировые ведомости).
Затем, поворотя налево к теперь существующей церкви Ржевской Богородицы по несуществующим переулкам по направлению Большого Знаменского переулка, встретим церковь Пятницы Ржевской, стоявшую в ...18 саженях, не доходя первой церкви. Она по местности обозначалась в Чертолье 1629 г., у Пречистенских ворот 1690 г. (М., 1, 421).
В 1681 г. ружная Пятница у Быдаревы (М., II, 401), 1699 г. - в Кисловке?
Основание этой Пятницкой церкви относится к 1530 году и совершилось по нижеследующему поводу: в то лето великий князь Василий Иванович повелел принести в Москву изо Ржевы две чудотворные иконы Преподобной Прасковьи и Великомученицы Прасковьи, нареченные Пятницы, которые от многих лет очень обветшали и требовали поновления19. Государь с великою верою и желанием повелел их возобновить и написать с них точные копии. На месте, где были встречены принесенные иконы, государь повелел воздвигнуть церковь прекрасну их имени на новом месте близ Покрова Богородицы, что у Пречистенских ворот20. Строев указывает: под Новинским (Выходы, указ. 79) существующая доныне Покров на Грязи с приделом Св. Духа. Нет ли смешения в имени?
Это новое место находилось на высоте берега Черторыя против Сивцева Вражка, подле которого шел проселок с Смоленской дороги по ближайшему направлению к Кремлю, к Боровицким воротам.
Обновленные старые иконы были великолепно украшены сребром и златом, также были украшены и новые, снятые с них иконы, и, когда был выстроен в честь их новый храм, это было 27 ноября21, государь с крестным ходом пришел к освящению новопоставленной церкви, которое совершилось с особым торжеством. На освящении присутствовала и великая княгиня Елена с маленьким однолетним сыном Иваном Васильевичем (Грозным) и бояре. Новонаписанные иконы были поставлены в новом храме, а старые обновленные отпущены с церковною почестью и торжественными проводами во Ржеву. С того времени государь уставил каждогодно ходить со кресты к храму и праздновать честно, ноября в 27 день (Воскресенская летопись, 277 - 278; Вивлиофика, VI, 182; РИБ, III, 37 - ноября 29).
Публикация и примечания Н. Быстровой и М. Катагошиной