По месту это один из старейших храмов Москвы. Впервые он упоминается еще в 1475 г., когда 12 сентября он погорел вместе с соседним храмом Всех Святых. Более 150 лет храм все оставался деревянным и только после нового пожара в 1629 г. был выстроен каменный, как он обозначен по переписи 1657 г. В 1685 г. он снова погорел, после чего был выстроен в том виде, как теперь существует.
В 1688 г. подьячий приказа Большого дворца Алексей Максимов Шандин приказал после себя душу свою поминать своему отцу духовному, этой церкви священнику Симеону Григорьеву, и на церковное строение по духовному завещанию дал денег 200 рублей. Но священник вскоре заболел и спустя четыре года скончался, передавши деньги очень известному в то время обжигальщику полевых сараев (кирпичных заводов) Леонтию Полунину, который к постройке стал готовить кирпич и бут. Между тем вступился в это дело знатный прихожанин церкви думный дворянин и печатник Дементий Минич Башмаков и стал просить у патриарха отдать деньги в его распоряжение. Тогда душеприказчик покойного Шандина, подьячий того же приказа Еремей Хлебников, обжигальщик Полунин просили патриарха передать эти деньги в Патриарший Казенный приказ, что и было исполнено в начале 1694 г., с которого времени и начата постройка новой церкви (М., 1, 414).
Но, само собой разумеется, что тех денег не было достаточно для сооружения нового храма и, по всему вероятию, прихожанин Башмаков уже на свои средства окончил постройку. Недаром с того времени храм приобрел и урочищное обозначение что в Башмакове.
Кроме Башмакова в числе прихожан в 1657 г. упоминаются стольник князь Семен Львов, думный дворянин Афанасий Осипович Прончищев (М., II, 34).
В 1699 г. в приходе числилось всего 4 двора: 1 думного дворянина, 2 дьячих, 1 иноземческой.
В 1727 г. числилось 5 дворов, причем обозначено: во имя Похвалы Богородицы Старые Прощи (Розанов, 1716 г.), что у Нового Каменного моста, Николы Чудотворца Старой Прощи.
1760, 1770 - что в Башмакове (N 43). 1780. Прихожане 1737 г.: губернаторская вдова Марья Васильевна Пашкова. 1761 - сын Петр, дом Ивана Пашкова, вдова Ивана Михайловича, статская советница Марья Ивановна Нарышкина 1760 - 1780, 1801, лет 78 и содержала причт. 1770, 1780 - Петр Егорович Пашков, содержал причт.
1780 - вдова Василия Васильевича Нарышкина, генерал-поручика, Анна Ивановна, по клировой ведомости, содержала причт.
1790 - тайный советник Алексей Васильевич Нарышкин, 1785, содержал причт. 1790 - у Всесвятских ворот.
1801 - генерал Иван Николаевич Ефимовский. Граф Николай Толстой, генерал Василий Андреевич Пашков. 1813 - купец Василий Васильевич Суровщиков и потомство. 1821 - генерал Алекс. Васильевич Новосильцов. Кончается 1867 г. Клировая N 27.
Домовая церковь у вдовы Марьи Ивановны Нарышкиной, без главы, во имя Происхождения Честных Древ, дозволена в 1760 г., а в 1784 г. перешедшая на имя дочери ее, девицы Натальи.
Содержание попа потребно от Нарышкиной. Поп Семен Григорьев определен в 1773 г., получал от Нарышкиной: 40 р. денег, муки ржаной 2 четверика, пшеничной 1 четверик; солоду ржаного 2 четверика, яшного 3 четверика; крупы грешневой 10 четвериков; семя конопляного 4 четверика; масла постного ведро, коровьего пуд; соленой рыбы 5 пуд; мяса 12 пуд, 20 фунтов; соли пуд.
Любопытно первое обозначение, что в Пречистенской улице, от которой церковь находится в стороне, но которая в этом случае заменяла древнее урочищное прозвание Черторьи.
На самой улице против ее переулка, ведущего к Водяным воротам на Каменный мост, и возле государева Большого Конюшенного, а потом Колымажного двора стояла каменная же (в 1657 г.) церковь во имя Зачатия (Рождества) Иоанна Предтечи, что на Торжку, иначе Ленивом Торжку13. Прозвание указывает, что на этом крестце или перекрестке, как и следовало, существовал небольшой торг и притом "ленивый", вообще тихий и поздно расходившийся, как можно объяснить это прозвание. Другой Ленивый торжок в Москве упоминается (в 1727 г.) за Москвою-рекою при церкви Пятницы Прасковеи (Мартынов. Улицы), тоже прозывавшейся Прощею по являвшимся там чудесным исцелениям.
Улица Пречистенка, в древности Черторья, ныне Волхонка, именовалась в половине XVIII столетия Ленивкою, вначале (1770) только до переулка - поворота на Каменный мост (Описание моровой язвы, 256), а потом и с ее продолжением до Пречистенских ворот вместо Пречистенки, как это обозначалось на планах Москвы 1825 г. На плане 1841 г. (СПб.) она снова названа Пречистенкою (N 12), стало быть, наименование Волхонки она получила уже в недавнее время (см. планы).
Волхонкою собственно стала прозываться Ленивка, часть Пречистенской улицы от Знаменки до поворота на Каменный мост, а далее к Пречистенским воротам продолжалась Пречистенка. Так правильно показано на плане Хотева 18.. года. Волхонкою она стала прозываться от кабака - питейного дома Волхонки, существовавшего...14.
Примечательно, что и здесь возле государевых конюшен, подобно тому, как и в Кремле возле государевых Аргамачных конюшен, находим церковь во имя Зачатия Иоанна Предтечи.
На другом, заднем конце Конюшенного двора, также на углу улицы, стоит и доселе церковь Святого мученика Антипия Чудотворца, целителя от зубной болезни, к благодати которого прибегала вся Москва и даже цари-государи. До пожара 1629 года она была уже каменная.
Церковь Антипия Чудотворца обозначалась по местности, что в Чертолье, 1625 г. - у Государевых конюшен, 1682 г. - у Больших конюшен, 1692 г. - у Конюшен15.
В 1629 г. она значится каменною, что обнаруживает немалые достатки ее старых прихожан, к погребению которых нередко приходил сам патриарх. Так, в 1626 г. святейший патриарх Филарет Никитич отпевал в храме Антония Быкасова, в 1627 г. погребал Дмитрия Скуратова, в 1634 г. - Федорова Чемоданова, в 1635 г. - дьяка Венедикта Махова, в 1639 г. отпевал тещу Григорья Львова, в 1693 г. - жену боярина Ивана Богдановича Милославского Дарью Прохоровну (М., 1, 418).
В1657г. в числе прихожан были Петр Дмитриевич Скуратов и боярин князь Михаил Михайлович Темкин-Ростовский, во владение которого перешел и двор Петра Скуратова (М., II, 42).
В числе ружных в1681 г. не поминается. В 1685 г. погорела (М., 1,418). В 1699 г. в приходе числилось 10 дворов: 1 окольничего, 1 думного дьяка, 6 стольничьих, дьячий и вдовий.
В 1727 г. упоминается придел Николы Чудотворца, в приходе 9 дворов (Розанов, 1716 г., N 23). Прихожане: князь Федор Семенович Хованский, Сергей Иванович Милославский, думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин.
1737 г. и 1750 - князь Сергей Алексеевич Голицын. Любимые люди его. Петр Иванович Машков, гофинтендант государыни16. 1780 - его вдова Агрипина Алексеевна.