В 1800 г. этот участок принадлежал действительной статской советнице П. Ф. Астафьевой, у которой он приобретен для общины, и уже 16 марта 1801 г. там освятили деревянную Введенскую церковь, а потом уже выросли и каменные здания.
Совсем рядом, на территории бывшей репнинской усадьбы выросло другое здание, на фасадах которого неоднократно повторяется надпись: "N 1". Это так называемый Казенный винный склад N 1, как тогда назывался водочный завод. Несколько таких заводов появились в Москве с введением водочной монополии казны, получавшей огромные доходы от продажи горячительных напитков. Завод был выстроен по проекту архитекторов Н. Г. Фадеева и В. А. Величкина с применением новейшей технологии, для приготовления водки использовалась чистейшая вода из артезианской скважины. Теперь это водочный завод "Кристалл".
* * *
Тесно связанной с Москвой была Рогожская старообрядческая община, выросшая вокруг Рогожского кладбища за границами Камер-коллежского вала (улица Рогожский поселок, N 29),
Очень своеобразный уголок Москвы - Рогожское кладбище! Когда-то оно было известно многим в России, а сейчас о нем знают только любители московской истории да ревнители "древлего благочестия" - старообрядцы.
Начало расколу в русской церкви положил патриарх Никон, взявшийся за исправление церковных книг, в которые переписчиками было внесено много ошибок, и церковных обрядов, которые, по мнению его, поддержанному царем Алексеем Михайловичем, не соответствовали истинным. Однако с самого начала реформы встретили ожесточенное сопротивление, вылившееся в отделение части верующих от господствующей церкви, в раскол ее.
С течением времени в среде противников официальной церкви проявилось несколько течений. На севере России, куда ушли многие приверженцы раскола, развилась так называемая "беспоповщина" - у них не было священников, рукоположенных в сан, их обязанности выполняли сами члены общины - миряне. Это течение впоследствии также разделилось на несколько ответвлений: поморского брачного согласия и неприемлющих брак, в том числе федосеевцев и филипповцев. Главным центром федосеевцев в Москве было Преображенское кладбище.
Другое крупное течение - поповцы (оно также разделилось на множество толков), те, кто приемлют священников из официальной церкви, правда, под условием их перекрещивания - "перемазывания". Московский центр поповцев, Рогожское кладбище, было основано в одно и то же время с Преображенским и в связи с одним и тем же событием.
В 1771 г. Москву посетила грозная эпидемия - чума, подобравшаяся к ней с юга, возможно, с театра военных действий между Россией и Турцией. Спасения от нее не было. Москвичи умирали тысячами, и городские улицы оживлялись только мрачными процессиями: тянулись вереницы телег с наваленными на них трупами, сопровождаемые "мортусами" - уголовниками, одетыми с ног до головы в просмоленные одежды, в колпаках с прорезями для глаз. Спаслись те, кто смог уехать из обреченного города еще при первых признаках эпидемии, остальные же были заперты в Москве, огражденной карантинами - вооруженными заставами.
В это время старообрядцы, жившие в разных местах города, обратились к городским властям с предложением отвести им землю для кладбищ и построить при них больницы, приюты и часовни. Разрешение они получили, и тогда в Преображенском поселились беспоповцы, а для поповцев отвели за Рогожской заставой часть земли деревни Новоандроновки. Участок огородили деревянным забором и выстроили деревянные же здания.
Со временем Рогожская община стала богатой и влиятельной. Старообрядцы не пили, не курили, не проматывали состояния, были расчетливы и осторожны в своих сделках и поэтому постепенно накопили немалые капиталы. Но они не только занимались торговлей, устройством фабрик да наживанием денег. Старообрядцы испытывали великое уважение к старопечатной литературе, к древней живописи, и благодаря им русская культура обязана спасением многих своих сокровищ: "Без них все бы бесследно погибло", - писал исследователь старообрядчества П. И. Мельников, писатель, известный под псевдонимом Андрей Печерский.
В начале 1790-х гг. в Рогожской общине насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. - 35 тысяч, а в 1825 г. - 68 тысяч. При Екатерине II и Александре 1 старообрядцев не преследовали, и они сумели выстроить у кладбища несколько церквей. Первой по разрешению присланного Екатериной в охваченную чумой и беспорядками Москву князя Григория Орлова возвели деревянную часовню. В 1776 г. рядом с ней выстроили каменную и освятили ее во имя святителя Николая, но позже старообрядцы решили выстроить большую церковь.
Согласно документам, опубликованным в 1882 г., они, обратившись сначала к архитектору М. Ф. Казакову, заказали проект небольшой часовни и утвердили его у московского главнокомандующего князя А. А. Прозоровского, но на самом деле стали строить большую пятиглавую церковь по другому проекту и другого архитектора. Князь предписал им вместо пяти глав поставить одну и сделать здание существенно ниже. К 1793 г. они возвели большое здание в классическом стиле, увенчанное ротондой с купольным завершением, освященную во имя Покрова Богородицы и служившую долгое время летним храмом. Само здание выгладит вполне светским сооружением, если бы не крохотная по сравнению с его размерами луковичная главка с крестом наверху.
В храме на Рогожском кладбище находится прекрасное собрание икон, о котором художник и реставратор П. Д. Корин отозвался так: "Это богатейшее собрание древнерусского искусства, размеров колоссальных. Я был поражен его высоким качеством и количеством. Иконы XIV, XV, XVI и XVII веков, и какие иконы!".
Рядом стоит зимний храм Рождества Христова, построенный в 1804 г. в стиле псевдоготики якобы по проекту В. И. Баженова. Последней церковью, построенной здесь, стала церковь св. Николая, возведенная на месте часовни 1776 г. Эта церковь была отобрана у старообрядцев и освящена как единоверческая.
Единоверие - некая форма компромисса, на который пошла господствующая церковь, стараясь не оттолкнуть от себя значительную и влиятельную часть верующих. В единоверческих церквах служат священники, официально признанные церковью, но служат они по старым книгам и обрядам. Возникло единоверие в 1800 г., а на Рогожском кладбище его ввел московский митрополит Филарет, переосвятив в 1854 г. при громадном стечении народа самую старую на кладбище Никольскую церковь. Через некоторое время церковь начали перестраивать. "Вместо старой, низменной, тесной и темной церкви теперь довершается высокая, обширная и светлая, в византийско-русском стиле. Искусный зодчий Г. Карнеев соединил в этом здании прочность с изяществом и разнообразием орнаментов", - сообщала газета "Московские ведомости" в мае 1865 г. Эта церковь - единственная в Москве, где молились и православные, и единоверцы, и старообрядцы.
Калитка под церковной колокольней ведет на само кладбище, на котором можно увидеть некрополи известных старообрядческих семей. Так, рядом с дорожкой, ведущей от главного входа, расположен некрополь Морозовых, где находится погребение основателя династии Саввы Васильевича, умершего 13 декабря 1860 года, его жены Ульяны Афанасьевны, их сыновей Тимофея, Ивана, внука Сергея Ивановича, правнука Саввы Саввича. Там же надгробие над могилой Саввы Ивановича Морозова, того самого, который когда-то спас Московский Художественный театр от разорения и который щедро давал большевикам большие средства на подрывную деятельность не только против самодержавия, но и против своего собственного класса. Может быть, поэтому, не выдержав этой странной и мучительной раздвоенности в жизни, Савва Морозов покончил жизнь самоубийством.
На Рогожском кладбище похоронены также Бутиковы, Рябушинские, Рахмановы, благотворители и меценаты Козьма Терентьевич Солдатенков и Павел Григорьевич Шелапутин, основатель крупнейшей в России фирмы фарфора и фаянса М. С. Кузнецов, букинисты С. Т. Большаков и П. П. Шибанов.
Издалека виден высокий стройный четверик колокольни. В ней находилась церковь Воскресения Христова, основанная в память распечатывания старообрядческих алтарей в пасхальную ночь с 16 на 17 апреля 1905 г., а сама колокольня была построена в 1906 - 1912 гг. архитектором Ф. И. Горностаевым и освящена 18 августа 1913 г. Фасад колокольни, одного из самых удачных произведений церковной архитектуры в Москве, украшен изображениями "райских птиц" Алконоста, Гамаюна и Сирина. Закрытая в 1930-е гг., церковь была вновь открыта под именем Успенской в 1947 г. и там до сих пор происходят службы. В 1988 г. в ней проходил старообрядческий собор, посвященный 1000-летию крещения Руси. В августе 1990 г. на колокольню был поднят и снова зазвучал 260-пудовый колокол, переданный МХАТом старообрядческой общине.
Рогожская община была похожа на небольшой городок. В прошлом веке туг было два пруда, через один из них был перекинут мост о пяти арках с деревянной сенью для водоосвящения, радом с храмами находилось несколько деревянных и каменных зданий, на которых можно было видеть деревянные дощечки с надписями "Константиновская палата", "Антоновская палата". Большое строительство было предпринято в начале XX в. - выстроили гостиницу, школу, "палаты" для призреваемых, больницу имени С. И. Морозова, старообрядческий богословский институт, основанный в 1911 г. для подготовки учителей и катехизаторов - словом, тут был процветающий всероссийский центр старообрядчества.