Восстановление подлинных форм Спасского собора было одной из первых и наиболее успешных работ советских реставраторов после войны. Он получил второе рождение благодаря исследованиям искусствоведа П. Н. Максимова, трудам архитекторов Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера, С. С. Подъялольского, М. Д. Циперовича. Но для того, чтобы они начали работать, необходимо было выдержать утомительную и не безопасную борьбу с советскими партбюрократами. Эту борьбу во имя спасения ансамбля Андроникова монастыря предприняли архитекторы П. Д. Барановский и Г. Ф. Сенатов и они выиграли ее.
Восстановлен был не только главный собор монастыря, но и другие его постройки. Так, восстанавливалась трапезная, выстроенная в 1504 - 1506 гг., одна из немногих московских построек из кирпича, сохранившихся с начала XVI в.; ее, по словам летописи, "повелением великого князя Ивана Василиевича всеа Русии архимандрит Митрофан заложил", а также церковь, стоящая к западу от Спасского собора. Это одна из интересных монастырских построек - ступенчатая композиция храма "иже под колоколы", декоративное убранство которого позволяет отнести его к кругу произведений "нарышкинского барокко", стиля, расцвет которого пришелся на конец XVII в. Храм начал строиться в 1691 г. и в основном был закончен к 1694 г., но освящен лишь в 1739 г. Возводили храм, этот своеобразный вклад в монастырь, иждивением царицы Евдокии Лопухиной, первой жены царя Петра, после рождения наследника престола царевича Алексея. В нижнем этаже - Знаменская церковь, а церковь Михаила Архангела находится на втором этаже над усыпальницей рода Лопухиных, третий ярус занимает Алексеевская церковь, освященная в память св. Алексия, небесного патрона царевича. После ссылки Евдокии собор Михаила Архангела строить, конечно, перестали, и стройка возобновилась лишь после смерти Петра и Екатерины.
Слева от входа в монастырь в 1690 г. выстроено двухэтажное здание настоятельских покоев - простое, даже несколько аскетичное, оживленное лишь скромными наличниками и редкими цветными изразцами над окнами первого этажа. Настоятельские покои находятся рядом со святыми воротами монастыря, построенными в середине XVI в.; в том же столетии над ними возвели Рождественскую церковь, позднее ее выстроили заново из-за ветхости. В 1757 г. новое здание церкви было освящено.
Многое в монастыре было перестроено тогда, когда начали возводить вместо старой и обветшавшей шатровой звонницы огромную новую колокольню. Деньги, и надо думать немалые, пожертвовал первогильдейский купец, миллионер С. П. Васильев, задумавший выстроить невиданное еще в Москве сооружение: колокольня должна была стать выше самого Ивана Великого. Строительство начали в 1795 г., но посетивший Москву в следующем году император Павел приказал сделать ее ниже Ивановской колокольни. Возведение этой постройки окончилось в 1803 г., когда освятили церковь св. Симеона в ней. Высота ее составила 34 сажени, то есть 72,5 метра, что на 8,5 метров ниже колокольни в Кремле. Автор ее, предположительно архитектор Родион Казаков, создал огромное, но гармоничное и живописное сооружение, ставшее доминантой не только монастырского ансамбля, но и всего прилегающего района. Теперь этого оригинального сооружения уже нельзя увидеть: в 1930 - 1931 гг. колокольню разобрали на кирпич.
Спасо-Андроников монастырь никогда не был на первых ролях в церковно-монастырской иерархии, он не был особенно богат или особо почитаем верующими. Как и многие другие монастыри, его использовали и в качестве тюрьмы, куда заключали либо проштрафившихся, либо неугодных властям. Здесь некоторое время сидел в темнице неистовый протопоп Аввакум. Его арестовали в Казанском соборе и отвезли в Кремль на патриарший двор, а оттуда в телеге, "ростянув руки", в Андроников монастырь и бросили в "темную полатку", в которой он сидел три дня, и, как он вспоминал, "никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно".
В петровское время в монастыре находилось училище для незаконнорожденных детей. В 1810 г. в монастыре начали строить небольшое здание Духовного училища, которое пришлось заканчивать уже после нашествии французов, в 1816 г., - оно стоит справа от входа.
До коммунистического переворота у стен монастыря ежегодно в день празднования Спаса собирались гулянья. "В этот день Москвитяне всех сословий собирались сюда еще с самого утра; чествовали местную святыню и оставались до позднего вечера гулять и веселиться с своими семействами", - писал историк монастыря Н. Д. Иванчин-Писарев.
Монастырь был известен своим хором - рассказывают, что сюда специально приходил Рахманинов, выстаивая раннюю службу и слушая старинные песнопения.
После октября 1917 г. монастырь захватила Московская ЧК, устроившая в нем концлагерь, существовавший до 1922 г., позднее же монастырские здания использовались под общежития.
Сейчас в Авдрониковом монастыре находится Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Организация музея началась с постановления правительства 1947 г. и потребовала многих лет напряженной работы. Благодаря усилиям первого директора Д. И. Арсенишвили, сотрудников Н. А. Деминой и И. А. Ивановой и многих других энтузиастов открытие музея состоялось в дни празднования 600-летней годовщины Андрея Рублева в 1960 г. Сейчас музей - один из самых интересных в Москве, он обладает прекрасной коллекцией икон, многие из которых сотрудники музея спасли во время экспедиций по России.
От монастырского кладбища сейчас уже ничего не осталось - оно было полностью уничтожено, а ведь на нем еще в 60-гг. прошлого века насчитывалось более 1000 памятников, и многие из них обладали незаурядной художественной ценностью! В 1928 г. при уничтожении кладбища было решено перенести на семейное кладбище рядом с Ясной Поляной прах деда Л. Н. Толстого князя Н. С. Волконского. Как решили коммунисты, так и сделали, но, как оказалось, перенесли прах другого человека, а останки Н. С. Волконского обнаружили в 1989 г. при археологических раскопках на территории монастыря.
В монастыре были похоронены члены семей Загряжских, Головиных, Лопухиных и многих других древних родов. В числе их - отец царицы Евдокии боярин Федор Абрамович Лопухин; генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, павший славной смертью при Гросс-Егерсдорфе в 1757 г. - смертельно раненый тремя пулями, он только спрашивал у окружающих его: "Гонят ли неприятеля?"; графиня Екатерина Ивановна Головкина, известная своей супружеской жертвенностью - муж ее, граф Михаил Гаврилович Головкин, замешанный в дворцовых интригах, был сослан в Березов. "Вообразим женщину еще полную жизни, воспитанную в привычной неге знатного быта, среди всех очарований веселой роскоши, вольно удаляющуюся в глубь северной Сибири, сходящую в темную сырую землянку, где льдины служили вместо стекол, чтобы в ней оставаться с недужным страдальцем и там пробыть с ним 14 лет", - рассказывает ее биограф; основатель лицея в Ярославле П. Г. Демидов, Д. П. Горихвостов, известный в московских летописях благотворитель, основавший богадельню в Армянском переулке; отец поэта А. А. Баратынский, известный коллекционер-нумизмат П. В. Зубов, основатель российского театра актер Федор Волков - ему на территории монастыря, позади Спасского собора, поставлен памятник. Вероятно, в Спасском соборе была и могила Андрея Рублева, памятник которому был открыт в сквере перед входом в 1985 г. (скульптор О. К. Комов).
Только опытный глаз историка архитектуры, или знающего москвоведа может заподозрить в обычном доходном доме (N 8), стоящем на Андроньевской площади, у самого угла с Волочаевской улицей, что-то необычное. Два его первых этажа отличаются от верхних трех, явно надстроенных позже, на заднем фасаде видны ниши, заложенные окна с наличниками, справа и слева от дома - явно усадебные флигели. Это бывшая усадьба "имянитого купца и Московского городского правления бургермейстера" Петра Хрящева, сына крестьянина богатого окского торгового села Дединова, возникшая, вероятно, в начале 1780-х гг.