Еще один особняк стоит далее по Донской улице, за несколькими стандартными "девятиэтажками": дом N 29 выстроен в 1903 г. техником архитектуры И. Климовым для купчихи А. П. Мельниковой. Тут улица пересекается с Ризположенской (в 1924 - 1973 гг. Выставочный переулок, потом улица академика Петровского, который жил в доме N 1/13), свое название улица получила по церкви Положения Ризы Господней - самого яркого архитектурного памятника на Донской улице.
Ризой Господней или хитоном называлась одежда, в которую был одет Христос на кресте: в Евангелии от Иоанна рассказывается, что "хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху" и что он стал предметом спора между воинами, сторожившими Христа у распятия: "Итак сказали друг другу (воины): не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет". Через много сотен лет риза оказалась в Грузии, а оттуда она при завоевании Грузии в 1617 г. шахом Аббасом попала в Персию. Шах, вследствие "домогательств" царя Михаила Федоровича, решил отправить ризу в Москву. Ее встретили 25 февраля 1625 г., но москвичи, однако, не сразу поверили, что она и есть подлинная Христова риза: "нет истинного свидетельства, прислана от иноверного царя, а неверных слово без испытания во свидетельство не принимается". Посему решили подвергнуть сомнительный подарок различным тестам - "свидетельствовать ее чюдесами, пети молебны, ходити с нею к болящим, полагати на них и просити всещедрого Бога, чтобы он тое святыни уверил". Результат не заставил себя ждать - бог уверил недоверчивых москвичей в ее подлинности, и ризу положили в Успенский собор.
Интересно, что частица этой ризы сберегалась в семье Пушкиных, перехода к старшему в роде. По преданию, она досталась Пушкиным от святого Алексия, митрополита Московского, которому она, в свою очередь, могла быть подарена в бытность его в Константинополе. По словам Натальи Николаевны, А. С. Пушкин 10 июля, в день празднования Положения Ризы Господней, обычно ходил в церковь или же приглашал священника к себе домой.
В память знаменательного события - встречи и положения ризы - на Донской возвели деревянную церковь, а в 1701 г. собрали деньги и вместо "всеконечно обветшавшего" храма стали строить каменный, который возводили довольно долго - сначала в 1708 г. освятили придельный храм св. Екатерины, а главный смогли закончить только к августу 1716 г. Еще один придел - св. Иакова - устроили в 1763 г., а более чем через сто лет приход решил сделать этот придел симметричным Екатерининскому, увеличить паперть и пристроить ризницу. Переделки, которыми руководил архитектор А. С. Каминский, закончились в 1889 г.
Ризположенская церковь - одно из самых красивых зданий московского барокко с гранеными главами, увенчанными роскошными прорезными золочеными крестами, с белокаменными наличниками, венецианскими раковинами на месте закомар. Очень красив храм внутри - особенно его высокий шестиярусный иконостас с храмовой иконой XVII в. Стены и своды покрыты рельефом высокого рисунка - картушами, акантом, фигурками ангелов. У церковной ограды находится белокаменный обелиск на том месте, где, по преданию, и произошла передача ризы. Часто путают два понятия - хитон и риза, и даже в "Минеи" за октябрь утверждается, что надо отличать хитон от ризы. Но, это, однако, синонимы - содержательная статья А. А. Шамаро об этом появилась в 1991 г. в журнале "Наука и религия".
Риза хранилась до 1918 г. в Успенском соборе Кремля, но где она ныне - неизвестно. Частицы ее ранее находились также в нескольких церквах - в Киеве, Петербурге, Ярославле. На привилегию обладания ризой Христа претендует немало и церквей за рубежом, таких насчитывается около двух десятков.
На Донской улице находилось одно из самых симпатичных учреждений Москвы, взявшее на себя заботу о глухонемых детях. Его основателем был Иван (Эдуард) Карлович Арнольд. В двухлетнем возрасте он упал, из-за сильного сотрясения потерял слух и уже взрослым посвятил себя воспитанию и обучению глухонемых детей: в 1860 г. он открыл в Москве школу, но из-за финансовых трудностей не смог продолжать дело, и только с помощью П. М. Третьякова, принявшего в нем самое горячее участие, а также других благотворителей, удалось поставить это благородное дело на крепкое основание. В 1873 г. на Донской улице приобрели участок земли, на котором по проекту А. С. Каминского выстроили специальное здание (N 37) для училища и в феврале 1876 г. открыли его. Павел Михайлович в продолжение нескольких десятков лет жертвовал крупные суммы на покупку земли, на строительство, обзаведение училища, причем всегда просил, чтобы никто не знал о его щедрости - все взносы были анонимными. После кончины Павла Михайловича, когда училище перешло к городу, его назвали Арнольдо-Третьяковским. Дети учились от 6 до 10 лет, получая общее образование и практические навыки. После большевистского переворота его закрыли и отдали различным организациям. Теперь же в перестроенном здании училища "Дом научно-технического творчества молодежи", и только зайдя во двор можно увидеть детали декоративного убранства старого здания Каминского. На этом участке в XVIII в. находилась текстильная фабрика с шестью станами купца Ивана Кушашникова, заведенная им в 1752 г., и стояли его каменные палаты, объем которых был включен в здание училища.
Почти у самого Донского монастыря, на левой стороне улицы находятся здания "клиники неврозов", среди которых выделяется стоящее за забором, но видное с улицы (N 43). Это умелая имитация классического особняка, выполненная в 1913 г. молодым талантливым архитектором Е. В. Шервинским для нервной клиники "лекаря" С. Л. Цетлина.
Донская улица подводит к стенам и башням Донского монастыря, ансамблю, в котором в продолжение более чем 50 лет находился Музей архитектуры. Как было хорошо прийти сюда - липовые аллеи, высокие лиственницы, старинное кладбище в разную погоду и летом и зимой привлекали спокойствием, особым духом уединения посреди шумного современного города; хорошо было прийти в музей, обойти его экспозиции, посмотреть выставки, регулярно устраивавшиеся многоопытными сотрудниками его. Во многом именно благодаря им сохранились драгоценные фрагменты разрушенных памятников старины в России - Сухаревой башни, Успенской церкви на Покровке, монастыря в Калязине, храма Христа Спасителя, Красных и Триумфальных ворот в Москве. Теперь здесь монастырь, и мы, к сожалению, лишились прекрасного музея.
Возникновение Донского монастыря связано с событиями лета 1591 г., когда в пределы Русского государства вторгся крымский хан Казы-Гирей и направился к Москве. Русская армия, которой фактически командовал Борис Годунов, "государев шурин и слуга, боярин и конюшей и намесник казанской и астраханской", стала на защиту Москвы. Крымцы напали на русское войско, "бой был ровно", а ночью русские отправили большой оград во фланг Казы-Гирея, и он отступил от Москвы, а на Оке был разбит и бежал. Русское войско, удовлетворенно писал летописец, "прогнав паря, приидоша к Москве, дал бог здорово".
Годунов, фактический правитель государства и опытный политик, понимавший, как важен для него престиж, и, несомненно, думавший о том, кто будет править государством после кончины слабоумного царя Федора, постарался из победы над Казы-Гиреем получить возможно больше политической выгоды. Современники его писали, что он раздал небывалое количество наград - золотых монет и тканей - победителям крымского хана, а на том месте, где стояли его войска, основал монастырь с церковью во имя иконы Донской Богоматери, бывшей тогда в обозе - монастырь так иногда и назывался: "что в обозе".