Церковь, конечно, снесли, но "гомза" так и не ничего не построила, и только в 1996 г. началось строительство делового центра здесь.
В конце XVII - начале XVIII в. переулок назывался Казенным, так как тут находился "казенный двор" - место хранения имущества Семеновского полка. Нынешнее название переулок получил, как это часто случалось в Москве, по фамилии самого приметного его жителя Алексея Яковлевича Милютина, истопника Петра 1, который в 1714 г. завел здесь "шелковую, лентную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми, своим старанием преждее другии фабрик". Его мануфактура была самой старой и самой большой в Москве - к концу XVIII в. на ней трудились 350 работников. Дома Милютиных сохранились - перестроенные, они стоят под №№ 14 и 16.
Из семьи Милютиных вышли трое братьев, каждый из которых удостоился отдельной статьи в энциклопедии. Самый старший из них, Дмитрий, реформатор русской армии, прожил долгую жизнь - он видел Пушкина, участвовал в войнах на Кавказе и против Турции, был военным министром и умер 95 лет в чине генерал-фельдмаршала в начале нашего столетия. Средний брат, Николай, прожил 54 года - он был выдающимся государственным деятелем, активным участником освобождения крестьян от крепостной зависимости. Самый младший, Владимир, жил меньше всех - он скончался 29 лет, но и за это время, отведенное ему судьбой, он стал известен как незаурядный публицист, автор нескольких талантливых книг по экономике. О родовом доме в Милютинском переулке есть интересные воспоминания старшего брата; о нем писал и известный коллекционер конца XIX в. П. И. Щукин - его родители жили в этом доме в 50 - 60 гг. XIX в. Дом № 14 памятен тем, что в нем родился поэт и ученый Валерий Брюсов. Здесь жил П. И. Бартенев, издатель исторического журнала "Русский архив".
Другое мемориальное здание в этом переулке - скромный одноэтажный дом в пять окон со службами во дворе (№ 8). Его в 1843 г. выстроил для себя архитектор А. Г. Григорьев.
Возвратимся к милютинскому участку - дом № 16, стоящий по красной линии улицы, сохранился по крайней мере с XVIII в. (позднее он был надстроен третьим этажом). Дом во дворе - одно из пушкинских мест Москвы. В 1834 - 1837 гг. тут жили родственники А. С. Пушкина - его тетка Елизавета Львовна с мужем Матвеем Михайловичем Сонцовым (Солнцевым) и двумя дочерьми - кузинами поэта. Он писал Наталье Николаевне II мая 1836 г. о посещении этого дома: "Был я у Солнцевой. Его здесь нет, он в деревне. Она зовет отца к себе в деревню на лето. Кузинки пищат, как галочки". В 1837 г. Сергей Львович Пушкин, живший в этом доме, узнал о гибели своего сына. Е. А. Баратынский вспоминал, что он "как безумный долго не хотел верить" страшному известию. "Мне остается одно, - сказал тогда ему Сергей Львович, - молить Бога не отнять у меня памяти, чтоб я его не забыл".
Дом № 16 по улице - памятник театрального прошлого Москвы. В его подвале (восемь окон слева от входа во двор были лет десять тому назад заложены) в 1912 г. начались спектакли "Летучей мыши", первого московского театра миниатюр, выросшего на основе капустников артистов МХТа. На занавесе вместо чайки была изображена летучая мышь:
Мышка, ты так мила, резва,
Мышка, твоя афишка
Мала, пестра,
Смешна, остра...
Создатель этого театра, артист Николай Балиев, был одним из первых конферансье в России. Даже это слово - "конферансье" - до его выступлений не было известно. Атмосфера отдыха, непринужденной беседы, общения со зрителем - все это было заслугой Балиева. Обладая незаурядным вкусом, он сумел поставить дело так, что выступать на подмостках его театра считали за честь многие известные артисты. Современники вспоминали, что на эти актерские "ужины шуток" приглашалась вся Москва, а сам Балиев приобрел репутацию "самого большого мастера на самые маленькие пьесы". Биография этого театра началась с маленького подвальчика в доме Перцова (на Пречистенской набережной). Здесь после спектаклей собирались актеры и их гости, шутили, смеялись, отдыхали, выступали перед товарищами на маленькой сцене. Но Шаляпин и Собинов не пели, а... демонстрировали французскую борьбу, Станиславский показывал фокусы, а Качалов танцевал польку.
Помещение театра в Милютинском переулке уже значительно больше старого. Стены его были украшены панно, в углу зрительного зала виднелся фонтан в виде струившей слезы трагической маски, сделанной известным скульптором Н. А. Андреевым. Театр был необыкновенно популярен в Москве - его зеленоватая карточка с изображением летучей мыши и со словами "Летучая мышь разрешает вам посетить ее подвал" была предметом сокровенных желаний многих, здесь выступали такие знаменитости, как Шаляпин и Баттистини, Собинов и Качалов, Савина и Варламов. Здесь состоялся дебют будущей известной певицы Валерии Барсовой. К сезону 1915 г. театр перешел в свое третье помещение, в подвал только что отстроенного дома в Большом Гнездниковском переулке, 10.
В подвале же этого дома обосновалось тоже театральное предприятие - так называемая массалитиновская школа, руководимая артистами Художественного театра Н. О. Массалитиновым, Н. А. Подгорным и Н. Г. Александровым. В этом же памятном в истории русского театра месте 24 ноября 1916 г. спектаклем "Зеленое кольцо" родилась 2-я студия Художественного театра.
В доме № 15 в 1920-х гг. были и квартиры актеров К. Н. Еланской и И. Я. Судакова.
В 1920-х гг. здесь был клуб ветеранов польского рабочего движения. Перед ними неоднократно выступал Юлиан Мархлевский, один из основателей коммунистической партии Польши, именем которого переулок назывался в 1927 - 1990 гг.
Издавна этот переулок был центром притяжения для поляков, живших в Москве. Недаром в этом переулке была построена католическая польская Петропавловская церковь.
История появления первой в Москве католической церкви начинается с времени Петра, когда его близкий помощник генерал Гордон, католик по вероисповеданию, испросил разрешения на строительство церкви. До того московские власти наотрез отказывались давать такое позволение - в Москве давно существовали протестантские "кирхи", но католических и в заводе не было. После 1812 г. многие католики переселились из бывшей Немецкой слободы в центр города, и они начали ходатайствовать о постройке церкви поблизости. Городские власти в лице генерал-губернатора князя Д. В. Голицына были отнюдь не против, но требовался и отзыв представителя официальной церкви. Голицын запросил митрополита Филарета, но не только он, но и Синод заняли непримиримую позицию: "Построение вновь церкви иностранного вероисповедания близко к центру города и на видном месте не может признано удобным и приличным и не может не сопровождаться неблагоприятными впечатлениями древней столицы, которой средоточие ознаменовано древнею святынею и священными памятниками православной церкви и царского благочестия..." К чести Голицына, он не прислушался к мнению мракобесов и разрешил строительство. Краеугольный камень здания польской римско-католической церкви был заложен 16 сентября 1839 г., а освящение состоялось в июне 1849 г. Кроме церкви, на участке находились богадельня и женская гимназия, жилой дом для причта и библиотека римско-католического благотворительного общества, где происходили заседания религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева.
Придя к власти, большевики начали устраивать кинотеатр в церкви - разобрали внутренние стены, пробили новые проемы, а в 1946 г. передали здание институту "Гипроуглемаш", который его значительно перестроил для своих нужд. Первоначальная псевдоготическая декоративная обработка сохранилась на стенах обеих флигелей.
Участок бывшей католической церкви, по крайней мере, с начала XVIII в. принадлежал старому дворянскому роду Петрово-Соловово и продолжался до угла с Бобровым переулком, где уже перед самым 1917 г. началось строительство большого доходного дома (№ 20, архитектор В. Е. Дубовской). С 1934 по 1946 г. в доме жил известный художник Е. Е. Лансере.