В столице еще осталось около ста тысяч
нерасселенных коммуналок
Коммуналка
вмещала в среднем пять-шесть семей; случалось и до десяти. Ее житель,
сознававший свои могучие тылы, был смел и общителен. И если вы вдавливали в
косяк кнопку звонка, дверь открывали без долгих расспросов. В том доме на
Сретенке бок о бок жили: сухонькая опрятная старушка с узелком седых волос и
розовыми воспаленными веками — представительница одной из лучших русских
фамилий (она давала уроки, ставя произношение преподавателям французского); бывшая
артистка мюзик-холла — располневшая, но еще статная, разбитная поволжская
немка, которая разгуливала по квартире в халате с драконами и, дымя
«Беломо-ром», напевала забытые шлягеры; чета из-под Тамбова - крестьяне,
кряжистые старик и старуха с длинными, до колен, руками; старик плотничал,
улыбчиво и беззлобно подшучивая над соседями, старуха мрачно молчала; потомство
художника-супрематиста, некогда раскритикованного за формализм, но хранившего
подлинники Малевича: в узкой выгородке отсыпалась неразговорчивая чухонка -
сотрудница вневедомственной охраны; изредка объявлялся ее сын-уголовник и,
наведя ужас на соседей, снова возвращался в Бутырку. А через коридор в большой
светлой комнате умирал от цирроза печени любимец коммуналки, летчик-ас, герой
войны, не вписавшийся в мирное время. Соседи хранили предание о том, как он
заступился за евреев из угловой комнаты, за что отец еврейского семейства сшил
ему настоящий смокинг и, довольный своей работой, прищелкнул языком: «Парижская
вещь, кто понимает...». Жильцов было восемнадцать, и все. даже старая
аристократка, свыклись с коммунальным укладом, вписались в сумрачный ковчег
посреди Москвы; одна только юная дочь летчика-аса, с лицом ангела, несущего
благую весть, оставалась чужда ему, словно и впрямь происходила из иных сфер...
Коммунальный уклад вырабатывал сноеобразную дипломатию -
разрывы, перемирия, союзы... Вопрос «Против кого дружите?» естественнее всего
прозвучал бы к коммуналке. Ее размеренный быт разнообразили События: рождение, женитьба,
смерть. Эти вехи подчеркивал и общность рода человеческого, потребность в
единении, готовность прийти на помощь. На время События забывались обиды и
ссоры, годами не разговаривавшие соседи сходились за свадебным столом или
поминальной тризной. Если нужда мешала кому-то достойно отметить торжество,
устраивали складчину. Что говорить о кулинарных хлопотах: они объединяли на
кухне всех хозяек, и благодаря общим усилиям русский стол обретал разнообразные
оттенки - от молдавского и малороссийского до грузинского и узбекского.
У кого-нибудь непременно находились родственники
или друзья в этих краях, и на стол, будто по волшебству, выкатывались горийские
гранаты; чарджоуские дыни, ленкораньские мандарины... После свадьбы к
назначенный срок (а то и раньше!) квартиру оглашал криком новорожденный
младенец. Многих он лишал сна, но рос быстро. И вот уже топал по темному
коридору, хватался за чужие подолы, входил в чужие двери - повсюду свой,
повсюду обласканный и одаренный... Не странно ли, что при подобной солидарности
и взаимной приязни старухи на кухне ворчали: «Разве ж это суседи? Это жильцы, а
не суседи. То ли дело раньше!..». А ведь они по-своему были правы: обитатели
довоенных и послевоенных коммуналок жили в них основательно, укорененно. А
следующее поколение уже ждало перемен, хлопотало о них, копило деньги на
ко-оперативы и мысленно жило иной жизнью — изолированной, индивидуальной.
Что ж,
мы дождались ее и вкусили сполна. Почему же у маститого поэта, давно обжившего
помпезную высотку, с горечью вырвалось: «Плачу по квартире коммунальной»?..
Почему порой вспоминается пронзительно-убогий уют сумрачных коридоров?
Наверное, это неотъемлемое свойство человека - грустить о прошлом.