Ямщики - люди, перевозившие на своих лошадях почту и пассажиров
в качестве повинности или за деньги от "ямской повинности".
Бурлаки - наёмные рабочие, тянувшие баржи по реке против течения.
Форейтор - верховой, сидящий на одной из передних лошадей в
упряжке.
Диссидент (от лат. dissidens - "несогласный", "противоречащий")
-инакомыслящий.
Мегалополис (от греч. "мегас", род. п. "мегалу"
- "большой" и "полис" - "город";
разговорный вариант -"мегаполис") - большой город, возникший
в результате слияния нескольких городов.
Акциз - налог на предметы и услуги, входящий в их цену.
Расстегай - рыбный пирог особого приготовления.
Кулебяка - продолговатый пирог с мясом, рыбой и т. п.
Гурьевская каша -манная каша с орехами, вареньем и пряностями,
приготовленная на сливках по особому рецепту. Названа так по имени
своего "создателя" - министра финансов графа Д. А. Гурьева
(1751-1825). По другой гипотезе, рецепт каши придумал крепостной
повар Захар Кузьмин, купленный Гурьевым у драгунского майора Юрисовского.
Министр потчевал необычным блюдом всех своих гостей, и постепенно
кашу научились готовить во многих домах московской знати.
Современные москвичи плохо представляют себе, как передвигались
по городу их предки. Привычные для наших дней средства транспорта
возникли по историческим меркам совсем недавно. Например, трамвай
- всего 100 лет назад, метро - 65 лет назад. До этого люди ездили
на лошадях или ходили пешком. К тому же только центральные улицы
и площади были покрыты булыжником либо спиленными древесными торцами.
Окраины в сырую погоду тонули в непролазной грязи, а зимой город
укрывали сугробы. В середине XIX столетия лишь треть улиц была
освещена. В малолюдных районах на окраинах в то время ещё рыскали
волки, а двуногие "хищники" - воры и грабители - в Москве
не переводились никогда.
ОТ ЛОШАДИ ДО МЕТРО
До XIX в. единственным транспортом и в городе, и за его пределами
был конный. Существовало великое множество конных экипажей: телеги
и сани, брички и таратайки, колымаги и тарантасы, фаэтоны и ландо,
кареты и фуры. Все они различались как по своему предназначению,
так и по социальному составу перевозимых пассажиров. Дворяне ездили
по служебным делам в каретах, а их семьи переезжали из имения
в город в колымагах, доверху нагруженных всяким добром. Те, кто
очень куда-нибудь спешил, пользовались ямскими тройками или почтовыми
каретами. Богатые горожане имели собственные "выезды на резвых"
- шикарные кареты с отличными лошадьми. Для всех прочих главным
видом транспорта были извозчичьи пролётки и сани.
Грузы в Москву доставляли в основном по воде. Баржи с солью,
лесом, рыбой и другими товарами конные и пешие бурлаки тянули
по Волге и Оке до самого города. С севера те же баржи добирались
до Москвы по системе волоков - сухопутных переправ. А вот с юга
и запада грузы везли сухопутным путём. Впрочем, их было немного.
Большую часть импорта доставляли в балтийские и черноморские порты.
В 1851 г. настала новая, железнодорожная эпоха. Сначала открылось
сообщение между Москвой и Петербургом по Николаевской железной
дороге. Потом магистрали соединили Москву с городами на юге и
востоке страны, а к 1916 г. Транссибирская магистраль дошла до
самого Владивостока. Теперь поезда привозили в Москву сырьё для
заводов и фабрик, а в другие города увозили промышленные товары.
В конце XIX столетия перемены коснулись и городского транспорта.
В 1872 г. в Москве появилась первая конка - двухэтажный вагон
с открытым верхом, который тянула по рельсам пара лошадей. Вскоре
конка, перевозившая в год до 25 млн пассажиров, стала основным
видом транспорта. Она была ещё не очень надёжна - на крутых подъёмах
все пассажиры были вынуждены выходить и толкать вагон. Поэтому
на подъёме специальные мальчишки-форейторы впрягали в конку дополнительную
пару лошадей. Постепенно от лошадей отказались и перевели конку
на электрическую тягу. Так значительно быстрее и перевозил больше
пассажиров. Первый трамвай пустили от Страстной площади в 1899
г., а уже в 1914 г. в Москве насчитывалось 1,3 тыс. трамвайных
вагонов, которые перевозили в год более 250 млн пассажиров.
После Октября 1917 г. московский транспорт сильно изменился.
Ушли в прошлое извозчики. Их место с 1924 г. постепенно заняли
автобусы, а в 1934 г. появились троллейбусы. Сначала автобусы
завозили из Англии, но уже с 1929 г. их выпуск наладили в Ярославле,
а потом и в Москве, на Заводе имени И. В. Сталина (ныне ЗИЛ).
На этих же заводах производили первые советские троллейбусы. Современный
троллейбусный парк состоит в основном из машин производства Завода
имени М. С. Урицкого в городе Энгельсе. Среди автобусов до сих
пор самым популярным остаётся венгерский "Икарус". Сейчас
в Москве около 500 автобусных и 70 троллейбусных маршрутов. Сохранил
популярность и трамвай, хотя количество его пассажиров сильно
сократилось по сравнению с началом XX в. К нашему времени осталось
чуть более 30 трамвайных маршрутов. Ещё в 50-х гг. в пределах
Садового кольца трамвайные рельсы были почти везде убраны, чтобы
не мешать проезду автотранспорта. Среди немногих оставшихся -
достопримечательность столицы: трамвай "Аннушка", или
маршрут "А", проходящий по Бульварному кольцу.
Но наибольшее количество пассажиров перевозит Московский метрополитен.
С момента своего открытия 15 мая 1935 г. он остаётся самым популярным
и удобным видом городского транспорта. От первых 13 станций метро
разрослось до 158, а общая длина его 11 линий достигла 55,2 км.
Многие станции, особенно в центре, являются настоящими памятниками
архитектуры, хотя и напоминают о нелёгких временах нашей истории.
В годы репрессий по лживым обвинениям в подготовке в метро террористических
актов были расстреляны десятки людей, включая руководителей Метростроя.
Во время войны станции метро (например, "Маяковская",
как одна из самых глубоких в то время) служили укрытием от вражеских
бомбёжек для тысяч москвичей. В 1977 г. в метро действительно
был совершён террористический акт - диссидент Степан Зати-кян
с двумя сообщниками, чтобы привлечь внимание, взорвал в вагоне
бомбу. При этом погибло 7 человек и ранено 44. В 1996 г. прогремел
взрыв на станции "Тульская"; тогда погибло четыре человека.
Однако миллионы горожан не думают об опасности, каждое утро и
вечер спускаясь в метро. Для них немыслима повседневная жизнь
без этого удобного вида транспорта.
В 1999 г. метро перевезло более 3 млрд пассажиров. Автобусы за
то же время обслужили "всего" 2,7 млрд человек, троллейбусы
- 1 млрд, трамваи - 500 млн пассажиров. Некоторые москвичи ездят
на такси, которые теперь значительно легче "поймать",
чем раньше, но чаще пользуются услугами "частников",
т. е. владельцев частного автотранспорта. В 1970 г. в Москве было
всего 103 тыс. личных машин, а к 2000 г. их стало более 2 млн,
причём среди них много дорогих иномарок. Жители столицы владеют
не только легковыми машинами: в их пользовании находится 53,6
тыс. грузовиков и 10,5 тыс. автобусов.
КРУПНЕЙШИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ СТРАНЫ
Москва остаётся центром множества наземных, воздушных и даже
подземных магистралей России. В 1995 г. столичный транспорт перевёз
43 млн пассажиров поездов, 10 млн авиапассажиров, 7 млн пассажиров
междугородних автобусов. По железной дороге в Москву приезжают
жители России, а также иностранцы. Сейчас в городе девять железнодорожных
вокзалов: Ярославский, Казанский, Курский, Павелецкий, Ленинградский,
Киевский, Белорусский, Рижский и Савёловский. Ежедневно на них
прибывает и с них отправляется более тысячи пассажирских и товарных
поездов. Вокруг каждого вокзала - целый комплекс, включающий магазины,
рынки, гостиницы, рестораны, почту. Жизнь на московских вокзалах
не затихает ни днём ни ночью. К сожалению, здесь сложилась своя
преступная среда - воры, попрошайки, "ки-далы", которые
обманывают доверчивых пассажиров, вовлекая их в азартные игры.
Не застрахованы вокзалы и от действий террористов. Для обеспечения
безопасности сейчас в их здания пропускают только по билетам.
Поезд для москвича - не просто вид транспорта, но и средство
общения. Во время пути современные горожане, обычно замкнутые
и занятые своими делами, с удовольствием общаются с соседями по
купе. Родился даже своеобразный жанр "поездных историй".
В поездах происходит действие многих рассказов, фильмов и даже
анекдотов. Ведь здесь сталкиваются представители разных наций,
регионов, социальных слоев. Конечно, более обеспеченные граждане
предпочитают купе или даже СВ (спальный вагон), но раньше билеты
на такие удобные места было невозможно купить, и академики порой
тряслись в плацкартном вагоне вместе с рабочими. На поездах вся
страна выезжала летом к морю, а в остальное время устремлялась
в Москву за дефицитом. В 70-х гг. только в столице можно было
купить многие вещи и продукты, даже обычную колбасу. Поезда из
российских городов в Москву так и называли "колбасными".
В поездах ездили туристические группы и "дикие" (неорганизованные)
туристы с палатками, а также альпинисты и байдарочники. В своих
купе они под гитару пели песни, которые тогда нельзя было услышать
по радио.
Многие москвичи и жители Подмосковья пользуются электричками.
Первый электропоезд был пущен на линии Москва - Мытищи в 1929
г.; до этого здесь проходили лишь поезда дальнего следования.
К 1958 г. были электрифицированы все пригородные линии и Малое
окружное кольцо вокруг Москвы. Сейчас электрички ходят во все
города Подмосковья, а также во Владимир, в Тулу, Калугу, Рязань,
Тверь. Теперь многие жители Подмосковья каждый день ездят в столицу
на работу, а по вечерам возвращаются домой. Дачники штурмуют электрички
по пятницам, чтобы провести субботу и воскресенье на своих участках.
В выходные дни загородные поезда бывают переполнены москвичами,
которые отправляются в лес за грибами, на охоту или рыбалку. Несмотря
на растущий парк личных автомашин, электрички остаются очень популярным
и нужным видом транспорта; один из московских вокзалов - Савёловский
- целиком переведён на их обслуживание.
Большинство зарубежных гостей прибывают в столицу на самолёте.
В наши дни Москву обслуживают шесть аэропортов, из которых два
- Ходынский и Тушинский - не используются для пассажирских рейсов.
В 1933 г. был открыт первый - самый маленький - аэропорт Быково
на юго-востоке от столицы. Сейчас он сильно устарел и принимает
только небольшие самолёты. В 1941 г. открылся второй аэропорт
- Внуково на западе от Москвы. Это крупнейший аэропорт России,
пропускающий 4,5 тыс. пассажиров в час (данные 1999 г.). Он принимает
рейсы с юга и запада России, а также из зарубежных государств.
В 1963 г. был построен парадный аэропорт Внуково-2, куда прибывают
зарубежные делегации и российские руководители. Наибольший поток
иностранных гостей проходит через аэропорт Шереметьево, открытый
в 1965 г. к северу от столицы. Теперь он состоит из современных
аэрокомплексов Шереметьево-1 и Шереметьево-2 (построен в 1979
г.). Иностранцы прибывают обычно во второй, а первый принимает
рейсы из Петербурга и северных городов. В 1965 г. открылся и аэропорт
Домодедово на юге от Москвы. Он обслуживает воздушные линии, соединяющие
столицу с городами Урала, Сибири, Кавказа и Средней Азии.
На автобусах из ближайших к столице городов добираться гораздо
быстрее. Поэтому ими пользуются жители, которые работают или учатся
в Москве. Более 70 междугородних маршрутов в день отправляется
с Центрального автовокзала у станции метро "Щёлковская".
Десятки других автобусов отходят с пяти автостанций (у станций
метро "Измайловский парк", "Выхино", "Юго-Западная",
"Тушинская", "ВДНХ"), На них можно добраться
не только до Тулы или Владимира, но и до таких отдалённых от столицы
городов, как Киев или Астрахань. Пассажирам ехать в автобусе не
очень удобно - несколько часов приходится сидеть в кресле. Правда,
сейчас на линии выходят комфортабельные заграничные автобусы с
кондиционерами, буфетами и туалетами, но таких в городе пока ещё
немного.
Москву не случайно называют "портом пяти морей". Она
соединена реками и каналами с Белым, Балтийским, Азовским, Чёрным
и Каспийским морями. Но водный транспорт служит в основном для
перевозки грузов, причём всё реже - слишком он медленный и неудобный.
По воде перевозят в основном лес и песок с гравием. Что касается
пассажиров, то в последние годы их число сильно уменьшилось. Совершить
речное путешествие из Москвы можно с двух речных вокзалов - Северного
и Южного; к услугам пассажиров 63 пристани.
Самый больной вопрос и в Москве, и за её пределами - состояние
дорог. Во второй половине 90-х гг. столичные власти стали активно
расширять и улучшать магистрали города, планируя довести их длину
с нынешних 4,9 тыс. км до 5,9 тыс. км к 2010 г. Особенно большое
значение имела реконструкция Московской кольцевой автодороги (МКАД).
Длившаяся почти десять лет, она практически закончена к 2000 г.
Теперь эта дорога удобна не только для машин, автобусов, грузовиков,
но и для пешеходов - для них построены ультрасовременные, крытые
пластиком переходы, где безопасно и уютно в любую погоду.