Основу труппы Малого театра составили драматические актеры сгоревшего
в 1805 г. Петровского театра.
Со спектакля "Снегурочка", поставленного по сказке
А. Н. Островского, началась блистательная карьера великого русского
актёра В. И. Качалова, который считается гордостью Художественного
театра.
С 1919г. советское правительство стало присваивать наиболее
выдающимся театрам почётное, звание "академический".
Актерам таких театров платили больше, чем ''Нетитулованным"
коллегам.
Кукрыниксы - творческий псевдоним трёх карикатуристов и графиков:
М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова.
Слово "театр" пришло в русский язык из древнегреческого
и обозначало как помещение для представлений, так и само действо.
По словам русского драматурга А. Н. Островского, "национальные
театры есть признак совершеннолетия нации, так же как и академии,
университеты, музеи". В России первый придворный театр возник
в 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича, но после его смерти
в 1676 г. театр прекратил своё существование.
Слава первого в стране театрального деятеля по праву принадлежит
императору Петру I. В начале XVIII в. он пригласил в Москву странствующую
труппу голландца Ягана Кунста, который в июне 1702 г. основал
первый публичный театр "для всех охотных смотрелыциков".
Здание театра располагалось на Красной площади между Спасской
и Никольской башнями и называлось "Комедийной храминой".
Пётр хотел, чтобы в России спектакли шли на русском языке, и в
ученики Кунсту были отданы десять человек. Им даже платили жалованье
- "за кем дела больше - тому и дать больше" (иными словами,
чем главнее роль, тем больше зарплата). Но в 1704 г. театр оказался
в руках Отто Фюрста, а затем стал приходить в упадок. Нововведение
не прижилось на московской земле, и даже попытка Петра спасти
театр (он запретил брать пошлину за проезд через ворота Кремля
в день спектаклей) не дала желаемого результата. В 1707 г. здание
театра начали разбирать. Долгое время в России гастролировали
зарубежные труппы, в основном из Италии и Германии. Правда, в
1731 г. в документах впервые упоминается "Императорский придворный
театр", однако и в нём спектакли по-прежнему ставили гастролёры.
ОСНОВА ВСЯКОГО ИСКУССТВА
Годом рождения русского театра принято считать 1757 г., когда
при Московском университете открылся "Русский для представления
трагедий и комедий театр". Через три года он официально получил
статус придворного и стал финансироваться из казны. А в 1766 г.
была образована Петербургская дирекция императорских театров -
первое "министерство культуры". В его ведении находилась
вся театральная и музыкальная жизнь страны. В 1776 г. князь П.
В. Урусов и его компаньон М. Е. Медокс собрали театральную труппу,
которая разместилась в московском доме графа Р. И. Воронцова на
улице Знаменке. Так возник Знаменский театр, просуществовавший
около четырёх лет. Затем здание сгорело, после чего Урусов отошёл
от дел.
В 1780 г. Михаил Егорович Медокс открыл собственный театр - Петровский,
получивший название по улице Петровке, где находился. В 1805 г.
и это здание сгорело, а труппа перешла в ведение Дирекции императорских
театров. Спектакли возобновились в доме П. Е. Пашкова на Моховой.
Затем в 1807-1808 гг. по проекту архитектора К. И. Росси был построен
деревянный театр у Арбатских ворот. После пожара 1812г. началась
застройка столичной площади, которая в 1829 г. стала называться
Театральной. В 1821 г. на месте сгоревшего Петровского театра
архитекторы О. И. Бове и А. А. Михайлов начали возводить новое
здание. В наши дни этот театр привычно называют Большим. Торжественное
открытие Большого театра состоялось 6 января 1825 г.
Архитектор А. К. Кавос реконструировал театр в 1855-1856 гг.
Тогда же на куполе здания появилась ставшая "визитной карточкой"
Большого отлитая скульптором П. К. Клодтом квадрига Аполлона -
греческого бога, покровителя искусств. Наивысший расцвет Большого
театра пришёлся на начало XX столетия и связан с именами великих
певцов Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой. 28 февраля
1917 г. состоялся последний спектакль Большого театра как императорского
- с 1919 г. он именуется академическим.
Сосед Большого - Малый театр является старейшим московским драматическим
театром. Он был открыт во многом благодаря содействию московского
военного генерал-губернатора Д. В. Голицына. С 1824 г. драматические
спектакли стали идти на сцене театра, перестроенного архитектором
О. И. Бове из частного дома московского купца В. В. Варгина. Но
за свою историю здание пережило ещё две реконструкции: в 1838-1840
гг. его перестраивал архитектор К. А. Тон, а в 1947 г. - архитектор
А. П. Великанов. Малый театр с 1853 г. по праву можно назвать
театром А. Н. Островского. Все его 47 пьес были поставлены здесь
при непосредственном участии самого автора. Пьесы Островского
до сих пор занимают центральное место в репертуаре театра. В 1919
г. Малый получил статус академического.
В театральной среде особо чтят 22 июня 1897 г. Именно в этот
летний день в московском ресторане "Славянский базар"
встретились Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович
Немирович-Данченко - два "родителя" Московского художественного
театра (МХТ). Они решили создать новый театр и совместно работать
в нём. В саду "Эрмитаж" арендовали небольшое здание.
Здесь 14 октября 1898 г. открылся Художественный общедоступный
театр. Содействовал в открытии театра московский генерал-губернатор
великий князь Сергей Александрович. Для премьеры была выбрана
пьеса Алексея Константиновича Толстого "Царь Фёдор Иоаннович".
Театру катастрофически не хватало средств. Тогда его "спонсором"
стал известный предприниматель и меценат Савва Тимофеевич Морозов.
Он в 1902 г. перестроил по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля здание
Лианозовского театра в Камергерском переулке. В наши дни оно известно
всем театралам Москвы. Нововведением явилась вращающаяся сцена,
что в те времена считалось смелой новацией даже в Европе. Архитектор
создал сложную систему вращения не только пола, но и подвального
этажа, управляемую с помощью электропривода. Для создания спецэффектов
были разработаны особые технические устройства.
Несмотря на все технические новшества, театр продолжал традиции
"театра художественной правды". Этому правилу он остался
верен до сих пор, будь то постановки на историческую тематику,
как пьесы А. К. Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" и "Смерть
Иоанна Грозного", или сказочно-фантазийные, как сказка А.
Н. Островского "Снегурочка", или комедия У. Шекспира
"Сон в летнюю ночь".
В 1919 г. этот театр, как и Малый, получил статус академического
и стал МХАТом. Если подлинное рождение театра связано с драматургией
А. П. Чехова, то послереволюционным взлётом он обязан постановке
пьесы М. А. Булгакова "Дни Турбиных". 17 сентября 1926
г. состоялась первая репетиция пьесы, а уже 5 октября - премьера.
Критика была уничтожающая, а публика принимала спектакль с восторгом.
Тем не менее пьесу запретили.
История МХАТа в советское время была далеко не безоблачной. К
1987 г. противоречия достигли апогея, и труппа театра разделилась.
Теперь в Москве существуют два самостоятельных МХАТа: имени А.
П. Чехова в старом здании в Камергерском переулке (в 2000 г. после
смерти его главного режиссёра Олега Николаевича Ефремова театр
возглавил Олег Павлович Табаков) и имени М. Горького на Тверском
бульваре (главный режиссёр Татьяна Васильевна Доронина).
ОТ КОРША ДО КОМСОМОЛА
До второй половины XIX в. театральная жизнь Москвы была сосредоточена
в императорских театрах. Но уже к концу 60-х гг. XIX в. относятся
первые попытки создания частных театров. Самым известным в Москве
стал Театр Корша. В 1882 г. ведущие актёры ликвидированного Пушкинского
театра во главе с М. И. Писаревым и В. Н. Андреевым-Бурлаком открыли
Русский драматический театр; распорядителем пригласили Ф. Е. Корша.
Однако вместе они не ужились, и в 1883 г. Фёдор Евгеньевич Корш
стал единоличным хозяином театра. Основу репертуара составляли
лёгкие комедии и фарсы. После появления Московского художественного
театра популярность Театра Корша стала падать. В 1918 г. все частные
театры перешли в собственность государства. Театр Корша в 1921
г. переименовали в "3-й театр РСФСР. Комедия". Затем
он стал называться просто "Комедией", а в 1932 г. был
закрыт.
Театр Корша недаром слыл в своё время одним из самых популярных.
Москвичи любят комедию. А раз так, значит, должен быть театр,
где можно от души повеселиться, а иногда и посмеяться над собой.
Такой театр открылся в 1924 г. сатирическим спектаклем В. Я. Типота
и Н. Р. Эрдмана "Москва с точки зрения..." - яркой сатирой
на быт и нравы Москвы 20-х гг. Сначала в репертуар Teaтра сатиры
входили "бытовые" комедии, в основном современных авторов.
Однако начиная с 40-х гг. театр обратился к классике: были поставлены
"Слуга двух господ" К. Гольдони и "Комедия ошибок"
У. Шекспира. Новая эпоха в театре связана с именем главного режиссёра
Валентина Николаевича Плучека. С его приходом в 1957 г. репертуар
театра значительно расширился: теперь труппе стало подвластно
всё - от водевиля и фарса до трагедии. Совместно с С. И. Юткевичем
Плучек поставил два спектакля - "Баня" и "Клоп"
В. В. Маяковского, ставшие для Театра сатиры историческими. Они
до сих пор с неизменным успехом идут на сцене.
В начале XX в. в Москве возникло немало театров-студий. Многие
из них впоследствии выросли в профессиональные театры. Так, именно
Студия Е. Б. Вахтангова, созданная им в 1913 г., дала начало Театру
имени Евгения Вахтангова. Днём рождения театра считается 13 ноября
1921 г., когда состоялась премьера спектакля "Чудо Святого
Антония" М. Ме-терлинка. Творчество Метерлинка и Гоцци с
тех пор определило "лицо" театра, а спектакль "Принцесса
Турандот" Гоцци стал своеобразным символом современного Театра
имени Евгения Вахтангова.
По России прокатилась революционная гроза. В здании бывшего Купеческого
собрания на Малой Дмитровке в октябре 1920 г. прошёл III съезд
комсомола. Какое же отношение это событие имеет к театральной
жизни Москвы? Оказывается, в честь "исторического" съезда
получил своё имя известнейший московский театр, расположившийся
в здании Купеческого собрания. Это Театр имени Ленинского комсомола
(с 1938 г.), теперь "Ленком" (с 1990 г.). Правда, открыт
он был не в год съезда, а намного позднее - в 1927 г., и первоначально
носил название ТРАМ - Театр рабочей молодёжи. Этот театр собрал
поистине звёздный руководящий состав: И. О. Дунаевский (музыкальная
часть), М. А. Булгаков (репертуар), Кукрыниксы (художественная
часть).
Новый расцвет театра связан с именем Марка Анатольевича Захарова,
возглавившего Театр имени Ленинского комсомола в 1973 г. Уже в
следующем году состоялась премьера нашумевшей пьесы Г. И. Горина
"Тиль" (по Ш. Де Костеру). А поставленный в 1981 г.
спектакль ""Юнона" и "Авось"" на
музыку А. Л. Рыбникова и стихи А. А. Вознесенского вывел театр
в число лучших в столице. С тех пор посещение спектаклей "Лейкома"
стало мерилом хорошего вкуса. Высокую планку театр дер жит и поныне,
его спектакли пользуются большим успехом у зрителей и проходят
с неизменным аншлагом.
ВЕСТНИК "НОВОЙ ВОЛНЫ"
Такой же ажиотаж, как и "Ленком", вызвал Театр на Таганке.
Он относится к сравнительно молодым московским театрам. Ведущая
актриса этого театра Алла Демидова вспоминает о его создании:
"Весна 64-го года для нас была насыщена событиями. Мы заканчивали
училище. Помимо "Доброго человека (из Сезуана)" играли
другие дипломные спектакли, и одновременно шёл набор актёров в
новый Театр драмы и комедии...". Действительно, в 1964 г.
выпускники Театрального училища имени Б. В. Щукина во главе со
своим педагогом Юрием Петровичем Любимовым создали новый театр.
Основой для него стал существовавший с 1946 г. Московский театр
драмы и комедии. Любимов стал главным режиссёром нового театра,
который вскоре приобрёл славу самого передового и авангардного,
провозвестника демократических идей. В сентябре 1964 г. в труппу
театра, получившего название "Театр на Таганке", был
зачислен Владимир Высоцкий. Здесь развивали и совершенствовали
традиции В. Э. Мейерхольда. В этом театре - одном из первых -
можно было вместо декораций увидеть на сцене лишь драпировку из
тёмной ткани, а Гамлет выходил на сцену в вязаном свитере. Атмосфера
театра отражала атмосферу своего времени с его духовной ломкой
и неопределённостью. Многие спектакли (например, "Доктор
Живаго" по Б. Л. Пастернаку, "Самоубийца" Н. Р.
Эрдмана) запретила тогдашняя цензура. Вообще на долю театра выпало
немало тяжёлых испытаний. В 1984 г. из-за постоянной травли и
конфликтов с высшим руководством Любимов покинул страну. Театр
возглавил Анатолий Васильевич Эфрос, а после его смерти в 1987
г. - Николай Николаевич Губенко. В 1989 г. по просьбе коллектива
Театра на Таганке Любимов вернулся в Россию и вновь встал во главе
своего детища. Но в 1993 г. театр ждало новое потрясение - коллектив
разделился на две труппы. В старом здании, построенном ещё в 1912
г., остался Московский театр на Таганке под руководством Ю. П.
Любимова; в новое здание, построенное в 1980 г., переехало "Содружество
актёров Таганки" под руководством Губенко.
ЛОМАЯ ТРАДИЦИИ
В середине 80-х гг., после перестройки, начался новый этап театральной
жизни. В столице появилось множество различных театров-студий.
Это было обусловлено освобождением от цензуры, появлением свободы
слова. Каждый вновь созданный театральный коллектив пытался найти
свой особенный стиль. Театры "новой волны" - это прежде
всего первый в России муниципальный музыкальный театр "Новая
опера", созданный в 1991 г. Евгением Владимировичем Колобовым.
Творческое кредо театра - представить зрителю ранее не ставившиеся
в России классические оперы, а также по-новому прочитать знакомые
сюжеты. С 1990 г. шокирует московскую театральную публику другой
музыкальный театр - "1еликон-опера". Сам театр несколько
склонен к скандалам, хотя основные творческие принципы создателя
и главного режиссёра "Геликона" Дмитрия Александровича
Бертмана во многом перекликаются с задачами "Новой оперы"
- знакомить с неизвестным и по-своему преподнести знакомое.
Успешно сочетает эстрадное и драматическое начала созданный в
1983 г. театр "Сатирикон" имени А. И. Райкина. С 1988
г. во главе театра стоит его сын Константин Аркадьевич Райкин.
В 1989 г. Иосиф Леонидович Райхельгауз основал театр под названием
"Школа современной пьесы", призванный пропагандировать
современную драматургию как русских, так и зарубежных авторов.
Оригинальный подход не только к театральным проблемам, но и к
общечеловеческим отличает московский экспериментальный "Театр
Филиппенко", открытый в 1995 г. известным актёром Театра
имени Евгения Вахтангова Александром Георгиевичем Филиппенко.
Вся гамма человеческих отношений, по мнению создателя театра,
укладывается во взаимоотношения двух человек. На этом принципе
поставлено множество спектаклей только с двумя действующими лицами
на сцене.
В феврале 1993 г. в Большом Козихинском переулке, недалеко от
станции метро "Маяковская", возник "Театр Луны"
под руководством актёра и режиссёра Сергея Борисовича Проханова.
Уже из самого названия видно, что это театр романтический, утверждающий
духовное начало над материальным. Его первый спектакль "Византия",
ставший программным, поставлен по поэме Николая Гумилёва "Отравленная
туника". Характерным для труппы стал спектакль "Фауст",
в основу которого легли немецкие народные сказания о докторе Фаусте
и произведение И. В. Гёте. Фауст, поставивший любовь выше вечной
жизни и богатства, самая романтическая фигура Средневековья. Главное
же место в репертуаре театра занимают пьесы самого Проханова -
"Таис сияющая", "Сны взрослого Робинзона"
и др.