В апреле 1830 г. М. П. Погодин купил у князя П. И. Тюфякина большой дом, стоявший напротив, на углу переулка и Мясницкой. Кабинет Погодина находился в мезонине, и оттуда, как писал он другу, "были виды на несколько верст крутом". Пушкин побывал на новоселье в этом доме у Погодина 29 апреля 1830 г.:
Благословляю новоселье,
Куда домашний свой кумир
Ты перенес - а с ним веселье,
Свободный труд и сладкий мир,
- писал он.
Здесь уже в 1898 г. М. С. Кузнецов, владелец "фарфоровой империи", самой большой фирмы России, производившей и торговавшей фарфоровыми и фаянсовыми изделиями, строит внушительное здание (№ 2/8) с обширным магазином своей продукции на первом этаже. Проект этого здания был разработан Ф. О. Шехтелем. Акцент в здании сделан на огромные проемы окон, занимающих второй и третий этажи; их величина еще более подчеркивается измельченным ритмом узких и высоких окошек последнего этажа. Представительное и тяжеловесное здание должно было отражать солидность и богатство фирмы. М. С. Кузнецов владел заводом в Дулеве, скупил известные фабрики Гарднера и Аузербаха. Его "восточные" товары широко расходились в Средней Азии, а "китайский" фарфор вытеснял настоящий из Китая. Он подготавливал наступление и на западные рынки - фирма Кузнецова должна была стать мировым монополистом.
О нравах монополиста передавали такой рассказ: Кузнецов купил у Врубеля сделанную им вазу и стал без разрешения художника переносить его роспись на другие изделия. Протесты Врубеля не помогли, хозяин просто указал ему на дверь, но тогда Кузнецова вызвал на дуэль отличный стрелок Валентин Серов, всегда защищавший своих друзей. Кузнецов спасовал и извинился перед Врубелем.
Магазин фарфора и фаянса Кузнецова в этом доме был хорошо известен в Москве. Современник вспоминал, как он встретил в нем Антона Павловича Чехова - он покупал там кафельные плитки для своего дома в Ялте: "Я советовал ему взять изразцы голубого цвета - под цвет моря и голубого неба, но Антон Павлович сказал: - Куда нам, старикам! Нам надо коричневые..." В доме Кузнецова неоднократно проводились художественные выставки. Так, в 1907 г. здесь состоялась выставка картин П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, М. С. Сарьяна и других под названием "Голубая роза", которое стало нарицательным для движения символистов.
На месте дома № 5 находились постройки Златоустовского монастыря. Он был одним из древних в Москве - первый раз упомянут в документах 1412 г., как "изначала гостей Московских строение". Небольшой и не очень известный монастырек на восточной окраине города дожил до того дня, когда на него обратил внимание сам великий князь Иван III Васильевич. Монастырь "уже и оскудевати начят" и весьма нуждался в поновлении, но помогло то обстоятельство, что монастырский собор был освящен в память Иоанна Златоуста, соименного великому князю. В 1479 г. Иван III разобрал "преже бывшую древяную" церковь и вместо нее заложил каменное здание собора монастыря, освященного также во имя Иоанна Златоуста, "понеже бо имя его наречено бысть, егда бывает праздник Пренесения Ивана Златоустаго". Уже построенное здание долго стояло неосвященным, так как великий князь и митрополит не могли прийти к соглашению, как ходить с крестами - по солнцу или против. Иван III построил также и еще одну церковь - св. Тимофея, память которого праздновалась в день рождения великого князя: "в той бо день родися".
Через двести лет старый собор обветшал, и был выстроен большой новый пятиглавый собор также во имя Иоанна Златоуста, переделанный в 1707 - 1708 гг. В начале XVIII в. Златоустовский монастырь стал интенсивно отстраиваться, что, вероятно, было связано с семьей Апраксиных, щедро жертвовавших в монастырь. Адмирал Федор Матвеевич Апраксин, близкий сотрудник Петра Великого, в 1713 г. выстроил Благовещенскую церковь, через год поднялась и монастырская колокольня.
Окончательно монастырь отстроили в первой половине XVIII в. Посетившая монастырь императрица Елизавета Петровна пожертвовала 2000 рублей на строительство еще одной церкви - во имя св. Захарии и Елисаветы, возведенной над святыми воротами монастыря в 1742 г. по проекту архитектора И. Ф. Мичурина, и, наконец, в 1757 г. построили Троицкую церковь.
На монастырском кладбище были погребены князья Хилковы, Мосальские, Пронские, Урусовы, Засекины, Барятинские, царевичи Касимовские, Ф. М. Апраксин, любимец Петра граф А. И. Румянцев, генерал-аншеф М. А. Ма-тюшкин, на могильном памятнике которого было написано, что он "веселым и доброхотным сердцем, забыв прежде понесенные военные труды и все прежние случаи смерти (!), поступал смело, воевал крепко, побеждал с триумфом".
Большевики закрыли монастырь, кладбище заровняли, здания разрушили и на их месте "инженерно-строительным отрядом ОПТУ" выстроили по проекту Л. 3. Чериковера и Н. И. Арбузникова несколько жилых домов. При шефе чекистов Ягоде, в одном из них, во дворе, получил квартиру писатель, будущий секретарь союза писателей А. А. Фадеев. Также на бывшей монастырской земле был выстроен дом № 7 (архитектор В. Н. Волокитин).
Дома № 9 и 11 находятся на большом участке, принадлежавшем знаменитому московскому зодчему М. Ф. Казакову, имя которого неразрывно связано с целым периодом истории московской архитектуры. Дом самого Казакова сохранился - он находится на углу с Малым Златоустинским пер. под № II. В 1875 г. его надстроили третьим этажом и оформили новым фасадом по проекту архитектора М. Д. Быковского. Предполагают, что в доме Казакова находилась руководимая им архитектурная школа. Здесь же, возможно, составлялся его знаменитый "фасадический" план Москвы, на котором должны были быть изображены все здания в пределах Земляного города. Дом известного архитектора, по воспоминаниям его учеников, "был открытым для любителей-художников, а также и ученых людей, и всякий интересовался его беседой".
После 1812 г. (как известно, М. Ф. Казаков не пережил разрушения города, созданного и его талантом) усадьба делится на три участка. На одном из них (№ 9) уже к середине XIX в. стоял двухэтажный каменный дом, принадлежавший деду известного композитора Александра Скрябина, который ребенком жил здесь. По воспоминаниям его тетки, архимандрит Златоустовского монастыря был знаком с дедом Александра и бывал у них в гостях: "он (архимандрит - Авт.) очень любил музыку, - тайком от своих послушников заводил музыкальный ящик. Первым делом, когда он приходил к нам, сажал Сашу за рояль, садился сам около него и подолгу слушал его игру". На месте этого дома в 1913 г. по проекту И. С. Кузнецова было построено производственное здание для обувной фирмы "И. Д. Баев".
Возвратимся в начало переулка. Дом № 4 состоит из разновременных строений. Самая его старая часть, от перелома его до дворового проезда, выходит в Лучников переулок. В нее включены стены трехэтажного особняка XVIII в., принадлежавшего Ю. А. Нелединскому-Мелецкому, популярному поэту того времени, некоторые стихотворения которого превратились в народные песни (вспомним хотя бы "Выйду ль я на реченьку..."). По воспоминаниям Вяземского, "... он давал иногда великолепные праздники и созывал на обеды молодых литераторов - Жуковского, Д. Давыдова и других. Как хозяин и собеседник, он был равно гостеприимен и любезен. Он любил Москву и так устроился в ней, что думал дожить в ней век свой. Но, выехав из нее 2 сентября (1812 г.), за несколько часов до вступления французов, он в Москву более не возвращался. Он говорил, что ему было бы слишком больно возвратиться в нее и в свой дом, опозоренный присутствием неприятеля. Это были у него не одни слова, но глубокое чувство. Кстати замечу, в этом доме была обширная зала с зеркалами во всю стену. В Вологде, куда мы с ним приютились, говорил он мне однажды, сокрушаясь об участи Москвы: „Вижу отсюда, как французы стреляют в мои зеркала, - и прибавил, смеясь: - Впрочем, признаться должно, я и сам на их месте дал бы себе эту потеху"". Дом после 1812 г. перешел к другому владельцу, который сдавал его "Школе рисования в отношении к искусствам и ремеслам", известной более под именем Строгановского училища. Оно было основано в 1825 г. С. Г. Строгановым, известным меценатом, археологом и коллекционером, для подготовки специалистов прикладного искусства. Возможно, в этом доме в 1820-х гг. жила семья Каролины Яниш, будущей известной поэтессы. Поэт Адам Мицкевич давал ей уроки польского языка и часто посещал семью Яниш.