Четная сторона Сивцева Вражка заканчивается громоздким жилым домом (№ 44/28), чьи нижние три этажа построены в 1911 г., а еще три надстроены в 1940-м. В первые годы советской власти это был дом-коммуна Мосполиграфа.
Здесь Сивцев Вражек выходит в Денежный переулок, название которого напоминает о месте поселения мастеров монетного двора. Переулок именовался Плещеевым, по фамилии домовладельца середины XVIII в. сержанта Н. П. Плещеева, ас 1933 г. улицей Веснина по Леониду Веснину, старшему из трех братьев-архитекторов, жившему в доме № 12. Братья Веснины были известны еще до революции своими работами в стиле неоклассицизма, а в советское время они стали лидерами нового направления - конструктивизма.
Здесь же в 1918 - 1922 гг. прошли последние годы жизни одного из виднейших деятелей театра Е. Б. Вахтангова.
На доме находится барельеф В. И. Ленина, сделанный в яркой, экспрессивной манере. О нем еще недавно ничего не было известно. В результате исследований историка Москвы Ю. Н. Александрова выяснилось, что автор его - скульптор Г. Е. Кепинов, создавший барельеф в 1924 г., вскоре после кончины В. И. Ленина. На этом доме установлено одно из авторских повторений барельефа, возможно, в память посещения Лениным здания, расположенного напротив (№ 5).
Здесь 6 июля 1918 г. был убит посол Германии граф Вильгельм фон Мирбах-Харф. За день до этого большевиками была снята охрана посольства, и двое неизвестных, предъявив удостоверения ВЧК, вошли в здание и потребовали срочной встречи с Мирбахом. Он нехотя согласился, вышел для встречи с ними в большую гостиную, и был убит. По одной версии, бросили бомбу, а по другой стреляли из револьвера. Оба выбрались из здания, перелезли через решетку и исчезли. Это были некие Блюмкин и Андреев. В этот же вечер прибыл Дзержинский, а на следующий день Ленин, прочитавший по-немецки извинение и обещавший изловить злоумышленников. Они, однако, вскоре обнаружились, и с ними ничего особенного не произошло.
Блюмкин еще много лет появлялся в обществе, где он был известен как "убийца Мирбаха".
Согласно официальной точке зрения убийство Мирбаха было задумано и проведено левыми эсерами для того, чтобы спровоцировать выступление германской армии против большевиков. Однако результатом было только то, что большевики, опираясь на верные им латышские дивизии, разгромили левых эсеров, которые с тех пор не представляли для них никакой опасности. Вся эта история вызывает множество вопросов - не были ли причастны к убийству посла и сами большевики?
В 1919 г. особняк занял центральный исполком Коммунистического Интернационала, тут работали все наиболее известные тогда коммунисты, как русские, так и всего мира. Коминтерн заседал тут до 1922 г., когда его аппарат уже не вмещался в особняк, и он был передан посольству Италии, которое и занимает его с 1924 г. по сей день.
Сам особняк, мрачный, облицованный серым песчаником, с великолепными пышными интерьерами, был выстроен для миллионера, владельца чугунолитейных заводов и текстильных фабрик С. П. Берга в 1897 г. по проекту архитектора П. С. Бойцова. Владелец был сыном золотопромышленника Павла Берга, компаньона по сибирским золотым приискам Сабашникова и Шанявского. Переехав в Москву вместе со своими компаньонами, Берг вложил средства в сахарорафинадный завод, Рождественскую текстильную мануфактуру (ее активы равнялись 9,6 миллионам руб.), железо- и чугуноделательные заводы. Перед постройкой были сломаны деревянный дом с двумя такими же флигелями, выстроенными к 1818 г. графом П. А. Ефимовским. Он не мог похвалиться ни древностью своего рода, ни подвигами на бранном поле или на государевой службе. Его знатность, по словам поэта, была "нова рожденьем.., и чем новее, тем знатней". После того, как некая безродная пленница стала женой Петра 1 и императрицей под именем Екатерины 1, ее родственники были вызваны в Петербург ко двору, а потомки получили графское достоинство. Вот так графами Российской империи стали Ефимовские и Гендриковы - одна из сестер Екатерины 1 Христина была замужем за неким Симоном Гендриковым, а вторая - Анна, за Михаилом Ефимовским. Внук его и выстроил деревянный особняк в Денежном переулке.
Этим участком владел известный писатель М. Н. Загоскин. Он приобрел его на деньги, полученные за свой первый роман "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", по купчей крепости, заключенной 24 июня 1831 г. с подполковницей Е. П. Муравьевой, и владел им до самой кончины в 1852 г.
Дом Загоскина, который был управляющим московскими театрами, а с 1842 г. директором Оружейной палаты, привлекал многих известных деятелей литературы, искусства, науки. Загоскин любил и знал Москву, в его книге "Москва и москвичи" можно найти десятки драгоценных свидетельств о городе 1830 - 1840-х гг. Он говаривал: "одно из величайших моих наслаждений состоит в том, чтоб показывать проезжим все диковины и редкости города".
Участком на углу с Большим Левшинским переулком с 70-х гг. XVIII в. владел полковник А. Ф. Ладыженский, который в 1782 г. просил позволения выстроить на самом углу с двумя переулками деревянный дом. На плане, выданном ему в 1797 г., на этом месте уже показано существующее здание с закругленным углом. В 1835 г. его приобрела Московская дворцовая контора для квартир своих служащих. Тут жил известный московский архитектор Е. Д. Тюрин. В его квартире находилась коллекция картин, о которой в середине XIX в. писали многие современники: "... лишь только я вошел в первую комнату, как был просто поражен, увидев все стены ее, даже стены лестницы, увешанными прекраснейшими картинами". Его галерея, в которой насчитывалось около 400 картин, в том числе Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса, была открыта для всех желающих по воскресеньям. Е. Д. Тюрин предлагал передать ее городу - он писал в 1851 г.: "Почти тридцать лет тому назад родилась во мне мысль собрать коллекцию оригинальных картин, и с тою единственною целью, чтобы впоследствии положить из оных основание Отечественной Картинной Галереи в Москве, в которой ко всем неисчислимым сокровищам, кажется, только ее и недостает". Картины он и покупал, и выменивал, и получал в качестве гонорара. Ему, рассказывал он, "... как архитектору, случалось находить превосходные картины в подвалах, на чердаках и тому подобных местах, откуда они были исторгаемы мной от конечной гибели". Вся его собирательская деятельность была направлена на общественную пользу: "... Сознаю, - писал в старости Е. Д. Тюрин, - что весь труд мой есть только бедное начало для славной будущности Музея изящных искусств в Москве". Однако ни генерал-губернатор Москвы, ни многочисленные учреждения, куда обращался Тюрин, не сочли возможным предоставить помещение для галереи, и ему пришлось распродавать свое собрание по частям.
Тюрин жил в этом доме до отставки в 1868 г. О последних годах его жизни известно очень мало, и даже дата смерти, приводимая в справочниках и научных трудах, не верна. До сих пор, как это ни странно, никак не отыщется и портрет этого много работавшего в Москве архитектора.
В этом же доме жили писатели А. Ф. Вельтман и Е. А. Салиас де Турнемир, историки И. Е. Забелин и С. М. Соловьев. О последних днях Соловьева рассказывал издатель журнала "Русский архив" П. И. Бартенев: "... с переездом в Москву (из дворцового имения Нескучного, где Соловьев обычно проводил лето - Авт.) врачи воспретили ему много работать, и писать предписано ему было в течение не долее получаса. 3 октября 1879 г. он увлекся делом и прописал довольно долго, а на другой день скончался".
В доходном доме № 9 на улице Веснина, построенном, как и двухэтажный особняк № 7, в 1910 г. архитектором А. Н. Зелигсоном, была квартира (сейчас там мемориальный музей-кабинет) первого советского наркома просвещения А. В. Луначарского. В этом же доме в 1920-е гг. жили композитор Н. Я. Мясковский (до переезда на Сивцев Вражек), в 1920 - 1930-е гг. историк профессор Московского университета С. В. Бахрушин, в числе трудов которого много работ по истории Москвы, и литературовед академик П. Н. Сакулин.