От этой же площади отходит Пречистенский переулок, называвшийся в советское время по имени Н. А. Островского, автора романов "Как закалялась сталь" и "Рожденные бурей". Он жил в этом переулке в доме № 12 с весны 1930 по лето 1932 г. Раннее название переулка - Мертвый - иногда связывают с окружающей местностью "Могильцы": здешняя Успенская церковь называлась "что на Могильцах". Это объясняли тем, что у церкви находилось кладбище. Однако до конца XVIII в. кладбища были при каждой московской церкви, и в этом не было ничего исключительного. Дело в том, что церковь Успения здесь окружали неровные всхолмленные места, которые издавна назывались "могилистыми" или "могилицами" (и церковь в одном из документов так и именовалась - "что на Могилицах"). Название же переулка, как это часто бывало в Москве, произошло от фамилии владельцев самого крупного участка дворян Мертваго.
Здание бывшей церкви Успения хорошо сохранилось. Оно принадлежит к типу двухколокольных церквей, распространенному в конце XVIII в., таких, как церкви в Троицком-Кайнарджи или на Лазаревском кладбище. Впервые она упоминается в 1560 г. по поводу пожара, начавшегося в Москве: "загорелося 17-го июля... по Пречистую на Могилицах". Еще одно здание ее было выстроено при царе Алексее Михайловиче в 1653 г., но в конце XVIII в. "по случаю тесноты и ветхости" разобрано и выстроено заново на пожертвования статского советника В. И. Тутолмина и других. Строил ее архитектор Н. Н. Легран, придел св. Спиридона освящен в 1799 г., а главный Успенский - в 1806 г. Если обратиться к литературным реминисценциям, то можно вспомнить, что именно сюда пригласила Марья Дмитриевна Ахросимова графа Ростова с Наташей и Соней, остановившихся у нее в доме в Обуховом переулке.
Однако архитектурный памятник XVIII столетия совсем не характерен для этого переулка. Его облик в основном определяют здания, построенные в начале нашего века. Так, с правой стороны идут подряд рядовые, но добротные жилые дома. За домом под № 22, три этажа которого выстроены в 1913 г. архитектором С. Ф. Воскресенским для причта Успенской церкви (два этажа надстроены позднее), стоит пятиэтажное здание (№20, 1910 г., архитектор Г. К. Олтаржевский), в котором две квартиры в цокольном этаже были переоборудованы осенью 1911 г. под физическую лабораторию, П. Н. Лебедева. Ученый вынужден был покинуть Московский университет в результате действий реакционного министра народного просвещения Кассо, нарушившего университетскую автономию. Вместе с ним в знак протеста университет покинули еще многие известные ученые. Несмотря на многочисленные приглашения из-за границы П. Н. Лебедев решил остаться в России и работать в организованной с помощью общественности лаборатории, чтобы, как он выразился в письме своему ученику и помощнику, "делать живое дело в Мертвом переулке". В этом же доме на верхних его этажах сняли квартиры и сам Лебедев, и его помощник, будущий академик П. П. Лазарев. В 1920 - 1930-х гг. здесь жил радиотехник академик М. В. Шулейкин.
В соседнем доме, построенном в 1901 г. (№ 18, архитектор Г. А. Милков), жил участник гражданской войны, начальник штаба Московского военного округа М. И. Алафузов, а в 1930-х гг. - писатель В. П. Ставский. Рядом - здание под № 14, очень похожее на такое же в Малом Левшинском переулке (№ 7). В обоих автор воспользовался одной и той же схемой организации фасадной плоскости - между выступающими эркерами протянуты ленты соединяющих их балконов (1912, архитектор Г. А. Гельрих). За ним, в глубине участка, дом № 12, надстроенный двумя этажами (1896, архитектор Н. И. Якунин).
В соседнем длинном одноэтажном доме (№ 9), много раз перестраивавшемся - в последний раз в 1913 г. И. В. Жолтовским, - бывали перед революцией многие художники, музыканты, артисты, писатели. Он принадлежал просвещенной меценатке, глубоко интересовавшейся вопросами истории искусства, Маргарите Кирилловне Морозовой.
Правая часть здания - это ампирный особняк, выстроенный к 1820 г. гвардии капитаном Н. И. Воейковым; а левая была пристроена М. К. Морозовой для холла и большого зала приемов с выходом через террасу в сад. Пристройка и оформление интерьеров были сделаны молодым архитектором И. В. Жолтовским в 1913 г.
В начале XX века в особняке Морозовой собирались известные философы, музыканты, ученые, составившие Религиозно-философское общество имени Владимира Соловьева. По воспоминаниям Ф. А. Степуна, особняк "был по своему внутреннему убранству редким образцом хорошего вкуса. Мягкие тона мебельной обивки, карельская береза гостиной, продолговатая столовая, по-музейному завешанная старинными иконами, несколько полотен Врубеля и ряд других картин известных русских и иностранных мастеров, прекрасная бронза "empire", изобилие цветов - все это сообщало вечерам, на которые собиралось иной раз до ста человек, совершенно особую атмосферу красоты, духовности, тишины и того благополучия, которое невольно заставляло забывать революционную угрозу 1905 года". После Октябрьского переворота особняк занял отдел Наркомпроса по делам музеев и охране памятников старины, которым руководила жена Троцкого Н. И. Седова и где работали многие известные деятели культуры.
В 1920 - 30-х гг. тут находилась дипломатическая миссия Норвегии, в 1945 - 1946 гг. - Югославии, ас 1947 г. посольство королевства Дании.
На соседнем участке поселился композитор С. И. Танеев, сняв три комнаты на втором этаже небольшого деревянного домика (не сохранился), который, как обычно для него, был "снабжен" необходимым "отсутствием удобств". Он жил здесь с осени 1894 г. по апрель 1904 г. Владельцем дома был некий Александров-Дольник, "прославившийся" в Москве тем, что, будучи вовсе не бедным человеком, умудрился выиграть в один год сначала 75 тысяч, а потом 200 тысяч рублей. По воспоминаниям писателя П. И. Мельникова-Печерского, бывавшего здесь, "мало кто в 60-х годах не знал в Москве его дома-бомбоньерки у Успенья на Могильцах в Мертвом переулке".
На том же участке в 1911 г. был выстроен доходный дом № 7 архитектором Г. К. Олтаржевским. За ним в двухэтажном строении во дворе находилась мастерская скульптора В. И. Мухиной, автора великолепной по своей выразительности группы "Рабочий и колхозница", предназначенной для одной из всемирных выставок, и многих других известных скульптур. Здесь же ее памятник, открытый к столетию скульптора (автор М. К. Аникушин).
На месте убогого строения детского сада (№ 3) стояла Мухановская богадельня, основанная М. С. Мухановой с церковью Спаса, бывшей до того домовой у ее отца обер-шталмейстера С. И. Муханова, устроенной в 1833 г. Иконостас в этой церкви был когда-то в походной церкви много разъезжавшего по России императора Александра 1 и отдан им С. И. Муханову. В 1996 г. на углу переулка и Пречистенки был восстановлен в камне деревянный дом, разрушенный в советское время, который принадлежал известной рассказчице, всезнающей „бабушке" Елизавете Петровне Яньковой.
Напротив, на четной стороне Пречистенского переулка, в продолжение почти всего XIX в. обширная усадьба, занимавшая нынешние участки № 6, 8 и 10, была почти незастроенной. В конце XVIII в. она принадлежала князю И. А. Гагарину, и все строения на ней сгорели в пожар 1812 г. Пустопорожний участок приобрел бригадир Н. И. Муханов, владелец усадьбы напротив, и устроил здесь хозяйственный двор с деревянными жилыми и нежилыми строениями. В 1820 г. он перешел к его брату С. И. Муханову. В начале XX в. почти всю эту усадьбу приобрело Московское акционерное домостроительное общество, разделило ее на несколько участков и построило особняки для состоятельных покупателей. Три здания, построенные здесь, вошли в курсы истории русской архитектуры рубежа веков. Два из них (№ 1 и № 8) выстроены по проектам талантливого архитектора Вильяма Валькота, англичанина по национальности, родившегося в России и получившего образование в Петербургской Академии художеств. Первый (№ 10), построенный в 1900 г., представляет рациональное направление стиля модерн. Внешний облик здания - следствие продуманной архитектором внутренней его планировки. В высоком трехэтажном параллелепипеде, стоящем торцом к переулку, расположены гостиная и холл, а в другом, врезанном в первый, - вестибюль, кабинет и зал. Архитектор не скрывает внутренних объемов, они как бы "общаются" с уличным пространством через большие оконные проемы с узенькими перемычками переплетов. Прямоугольные объемы здания почти лишены декоративных украшений, за исключением исполненных в мастерской С. И. Мамонтова зеленовато-коричневых майоликовых вставок, которые гармонируют с мягким желтоватым цветом облицовочного кирпича.