На этой же стороне переулка - еще один особняк (№ 13), выстроенный для директора Московского торгово-строительного общества Я. А. Рекк в 1900 г. (архитектор С. В. Шервуд?). До его строительства здесь находился деревянный дом Ступишиных, в котором в конце 1869 г. остановился композитор А. П. Бородин у тетки жены Е. С. Ступишиной. В тот приезд композитор написал один из лучших своих романсов "Море" на собственный текст и начал работу над оперой "Князь Игорь" и Второй симфонией, которую Стасов назвал "Богатырской". В 1895 - 1900 гг. тут жил выдающийся режиссер В. И. Немирович-Данченко, и надо думать, что он отсюда уехал на знаменательную встречу в ресторане "Славянский базар" на Никольской, которая положила начало Художественному театру.
В 1918 г. в особняке находился Высший военный совет народного комиссариата по военным делам, потом управление по командному составу Всероссийского главного штаба, а в 1920-х гг. - общежитие Красного Интернационала профессиональных союзов. Теперь в нем размещается посольство Таджикистана.
Четная сторона Гранатного переулка начинается угловым со Спиридоновкой домом (№ 2), состоящим из двух разновременных частей. Когда купцы Армянские приобрели этот участок, то они в 1899 г. выстроили по проекту архитектора Г. А. Кайзера жилой дом по Гранатному переулку, а в 1902 г. застроили острый угол жилым зданием по проекту В. А. Величкина.
Здесь снимал квартиру писатель Борис Зайцев: "В доме Армянских много у нас уже бывало народу... Бальмонт, Сологуб, Городецкий, Чулков, Андрей Белый... И, конечно, бывал здесь Иван Александрович Бунин... Дух был богемский и бестолковый. Путано, шумно, нехозяйственно - но весело. И весьма молодо... На одном сборище таком встретил он у нас тихую барышню с леонардовскими глазами, из старинной дворянской семьи... Вера Николаевна Муромцева жила у родителей в Скатертном, училась на курсах, вела жизнь степенную и просвещенную. С моей женой была в давнишних добрых отношениях. Тот вечер закончился частью в Литературном кружке, частью в „Большой Московской,, - очень поздно, и вряд ли мог кто-либо подумать, что недалеко время, когда обратится Вера Николаевна Муромцева в Веру Николаевну Бунину. Но это именно и случилось. И весной следующего года уехали они в дальнее путешествие".
Тут находилась редакция журнала "Шахматный вестник", а также исторического журнала "Голос минувшего" и перед Октябрьским переворотом, и после него. Редактор журнала С. П. Мельгунов был вынужден эмигрировать, за границей он продолжал выпускать журнал, в котором появилось множество ценных исторических материалов и исследований.
В этом доме в 1903 - 1906 гг. была квартира балетмейстера А. А. Горского, артистов М. И. Жарова и Л. Н. Свердлина.
Рядом, в глубине двора, здание (№ 4), едва уцелевшее от разрушения. В феврале 1914 г. газета "Русские ведомости" писала: "И этот дом ломают. Уже содрана крыша, выломан пол, еще через несколько дней упадут прекрасные колонны, срубят перед ним деревья - все для того, чтобы на месте его воздвигнуть восьмиэтажную громаду". Тогда на его месте фабрикант паркета задумал строить огромный доходный дом (проект В. А. и А. А. Весниных). Однако благодаря вмешательству общественности разрушение удалось приостановить, а в советское время приступили к восстановлению дома. В пояснительной записке к проекту восстановления (1923 г.) говорилось, что он "...представляет собой только кирпичные стены старого барского особняка, построенного в екатерининское время гр. Зубовым. Простояв без каких-либо признаков разрушения до 1913 г., особняк этот был частично разобран, предполагаясь на снос, для постановки на его место большого доходного дома. Начавшаяся в 1914 г. война изменила данное предположение, и кирпичные стены (сильно окрепшая кладка на извести) уцелели почти без всяких изъянов до настоящего времени".
Стали восстанавливать, но уже многое исчезло. Прежде всего почти ничего не осталось от богатых интерьеров, пытались кое-что разыскать, но безуспешно. После восстановления особняка в нем поместилась поверочная палата мер и весов.
Первоначально тут находился Гранатный двор, и похоже на то, что этот участок пожаловали Ивану Васильевичу Кикину, брату казненного Петром 1 А. И. Кикина. Тут был двор "с каменными полаты и при тех полатах с троеми железные двери и при окнах затворы и з деревянным хоромным и другим всяким строением". В 1733 г. наследники Кикина продали его братьям майору Ивану и подполковнику Никите Орловым, а у их наследников двор был приобретен в 1763 г. лейб-гвардии Преображенским полком для своей канцелярии.
В 1800 г. московский военный губернатор И. П. Салтыков просил у императора Александра 1 (вот пример централизации власти!) разрешения снести это здание, так как "дом сей от давнего его построения пришел в такую ветхость, что имеющиеся в стенах сквозные трещины и согни-тие потолков и полов сверх безобразия представляют его склонным к падению, для чего оный давно уже необитаем и по свидетельству архитекторскому без сломки до подошвы исправлен быть не может". Дом сломали и участок продали.
По плану, выданному княжне Голицыной в 1804 г., вместо старинных палат строилось здание с первым каменным и вторым деревянным этажами. Оно сгорело в пожар 1812 г. и долго стояло непоправленным - еще в 1828 г. дом был "неотделанным, обгоревшим". На его основе в 1830-х гг. строится существующее позднеампирное здание. В некоторых книгах о Москве утверждается, что особняк принадлежал екатерининскому фавориту графу Платону Зубову. Однако это ошибка, основанная на том, что в роду Зубовых было трое Платонов, и не екатерининский Зубов, а его племянник Платон Николаевич Зубов, внук великого Суворова, приобрел в 1838 г. этот особняк и владел им до 1850-х гг. Позднее он перешел к его наследникам Леонтьевым, по фамилии которых особняк и известен в искусствоведческой литературе. Это здание - украшение всей улицы. За решеткой, копией решетки "дома Гагарина" на Новинском бульваре, разрушенного бомбой в 1941 г., видны изящные колонны далеко вынесенного портика, над которым возвышается еще один этаж, завершенный бельведером.
В 1827 г. часть большой усадьбы, где находился этот дом, была продана майору Николаю Аполлоновичу Майкову. Участник Отечественной войны 1812 г., раненный в Бородинском сражении, Н. А. Майков, выйдя в отставку, занялся любимым делом - живописью, и достиг в ней немалых успехов, получив звание академика. Его сыновья стали известными деятелями русской культуры - здесь, в одноэтажном деревянном доме (№ 6) в Гранатном переулке, жили в детстве будущие поэт Аполлон и критик Валериан Майковы. После переезда семьи Майковых в Петербург, в 1834 г. участок перешел к известному балетмейстеру, "дансеру Императорского театра" Адаму Глушковскому.
Это место связано со знаменательным событием - рождением в 1892 г. замечательного русского писателя К. Г. Паустовского. "Здесь когда-то стоял домик, его уже нет, - рассказывал он своему биографу. - Так вот, в нем я и появился на свет. Как давно это было! Иногда мне кажется, что это случилось в другую не то что историческую, а геологическую эпоху".
Напротив Дома архитектора, среди зеленых газонов, стоит памятник архитектору А. В. Щусеву (скульптор И. М. Рукавишников), автору таких значительных работ, как мавзолей В. И. Ленина, Казанский вокзал, гостиница "Москва" и многих других.
На месте небольших домов XIX в. в 1970-х гг. выстроены комфортабельные жилые дома для советской партийно-государственной элиты. В одном из них (№ 20) предполагал поселиться "сам" Брежнев, и для него специально отделывалась квартира, которую можно отличить по нестандартной величине окон (они выше, чем в других квартирах).