По левой стороне Спиридоньевского переулка - небольшое здание с мезонином, появившееся здесь к 1822 г. Примером интересного решения использования старых зданий является включение двухэтажного строения в новый жилой гостиничный комплекс (№ 9), созданный архитектором Л. Д. Зориным для партийной элиты - тут была гостиница Московского комитета коммунистов. Старое здание, выделенное цветом, также предназначенное для гостиницы, было построено архитектором Вильямом Валькотом в 1903 - 1904 гг. для "Дома святого Андрея" - общежития английских и американских гувернанток, которых было немало в состоятельных московских семьях. Приобретение земельного участка и строительство велось на средства Джейн Мак'Гилл, самой состоятельной дамы из московской британской колонии. Хорошо, что партийные деятели, входя в гостиницу, не обращали внимания на то, что у них над головой, а то помещенные архитектором над главным входом гербы Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии могли бы и исчезнуть. Теперь же только они свидетельствуют об интернациональных постояльцах гостиницы, почему-то названной "Марко Поло Пресня". В 1920 - 1940-х гг. тут помещалось студенческое общежитие 1-го Московского университета.
В небольшом несохранившемся доме (№ 11)с 1920-х гг. до кончины в 1942 г. жил историк Москвы М. И. Александровский, автор ценных указателей по московским церквам и других трудов, многие из которых, к сожалению, остались неопубликованными.
Уже на углу с Малой Бронной улицей находится один из жилых домов (№ 13) известного архитектора М. Я. Гинзбурга, построенный в 1927 г. Как писал в то время журнал "Строительство Москвы", "...это первый и, без сомнения, удачный опыт постройки в новом стиле - так называемом конструктивном". В доме, выстроенном Народным комиссариатом финансов, была и квартира самого комиссара - Н. П. Брюханова, расстрелянного в 1943 г.; тут же квартировал предыдущий нарком - Н. А. Милютин, умерший своей смертью на год раньше его. Здесь была и квартира писателя С. М. Третьякова, также репрессированного заодно с создателями коммунистического государства.
На доме напротив (№8, 1939 г., архитектор П. А. Голосов) - мемориальная доска с надписью: "В этом доме жил и умер народный артист СССР, лауреат Государственной премии Пров Михайлович Садовский". Здесь же жили артисты Е. М. Шатрова, В. О. Массалитинова, М. М. Царев и другие.
Спиридоньевский переулок продолжается и за Малой Бронной, где он сжимается двумя рядами высоких доходных домов (№№ 10, 12, 15, 17). В строении, находящемся во дворе дома № 12, в 1906 - 1908 гг. жила семья Маяковских, уехавшая из Грузии после безвременной и неожиданной смерти отца, заразившегося от укола пальца булавкой. Сестра В. В. Маяковского вспоминала: "Мы сняли квартиру с центральным отоплением (больше всего боялись замерзнуть)... Это был обычный дом-коробка, во дворе, удобный для эксплуатации. Двор разделялся на ряд узких коридоров, покрытых асфальтом". Возможно, что впечатление от жизни в этих ущельях домов отразилось в стихотворении В. В. Маяковского "Я":
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть...
Жили Маяковские трудно, сняли три комнаты, чтобы одну сдавать жильцам, подрабатывали, выжигая и раскрашивая деревянные яйца для кондитерских магазинов.
В доме № 17 были квартиры драматурга А. А. Крона и композитора А. А. Крейна.
Севернее Спиридоньевского переулка, рядом с урочищем Козье болото, в XVII в. находилась Патриаршая слобода. Места тут, видно, были так топки и грязны, что в московском фольклоре осталась прибаутка: "Фома поспешил, да людей насмешил: увяз на Патриарших". Водоем был вычищен в конце XVII в. и, возможно, с тех пор и получил название Патриарший пруд, но только в 1832 г. эта местность приобрела более или менее цивилизованный характер: как сообщалось в отчете московского полицмейстера, "...вместо болота, существовавшего на месте, называемом Патриаршие пруды, теперь виден чистый пруд, обсаженный деревьями и обведенный дорожками". Правда, полицмейстер, надо думать, несколько преувеличил беды пруда, ибо еще за десять лет тут стоял "кофейный дом для продажи чая, кофе и лимонада, окромя всякого рода напитков" при "вольных банях" купца Григория Зарубина. В конце XIX в. на Патриаршем пруду Русское гимнастическое общество устраивало каток.
Патриарший пруд неоднократно упоминается в художественной литературе. Так, Л. Н. Толстой в рассказе "Святочная ночь" описывает поездку к цыганам:
"Вдруг сани остановились... Налево от него виднелось довольно большое для города пустое, занесенное снегом место и несколько голых деревьев... - Что, мы за городом? - спросил он у кучера. - Никак нет, евто Патриарши пруды, коли изволите знать, что подле Козихи".
Г. П. Данилевский поселяет здесь княгиню Шелешпанскую в романе "Сожженная Москва", а наш современник М. А. Булгаков начинает роман "Мастер и Маргарита" именно в этих местах: "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина".
Сейчас около бывшего Патриаршего пруда уютный сквер, где стоит один из самых оригинальных московских памятников. Это статуя баснописца И. А. Крылова в сопровождении 12 героев его знаменитых басен. Памятник - работа скульптора А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна - был открыт 17 сентября 1976 г. Летом на пруду плавают черные лебеди, а зимой устраивается каток.
В 1986 г. у пруда выстроили изящный павильон (архитектор Б. Палуй и другие), в котором были использованы лепнина, рельефы и модульоны старого, поставленного здесь еще в 1938 г.
С южной стороны пруда проходит бывший Большой Патриарший переулок, переименованный дважды - в 1924 г. он стал называться Большим Пионерским, а с 1964 г. улицей Адама Мицкевича. Польский поэт никак не был связан с московским переулком, и это название было дано потому, что на углу со Спиридоновкой тогда находилось польское посольство. Оно занимало одно из заметных зданий старой Москвы, большой дом, выстроенный И. В. Жолтовским в 1910 г. для главы торговой фирмы Гавриила Тарасова, о чем повествует надпись над первым этажом по-латыни: "Gabrielus Tarrasov Anno 1910".
Архитектор, не очень обременяя себя, скопировал (несколько изменив пропорции) один из итальянских палаццо и перенес его на московскую улицу, за что и подвергался нелицеприятной критике: "...он (дом) не вязался ни с московским духом, ни с московским снегом, ни с милой соседской церковью. Серый, мрачный, холодный и угрюмый, из неподходящего для Москвы материала „под гранит", он казался чужеземным гостем, которому не по себе в чужом городе". В интерьерах особняка - роспись И. И. Нивинского и Е. Е. Лансере.
В этом здании после переезда советского правительства из Петрограда находился комиссариат по иностранным делам, потом администрация американской помощи (АРА), долгое время помещался Верховный суд СССР, а теперь его занимает академический институт Африки.
На этом месте был собственный дом известного в Москве медика, профессора Ф. И. Иноземцева, где прошли его последние годы.
В Большом Патриаршем переулке нет примечательных архитектурных памятников, а самый старый дом - небольшое двухэтажное строение (№ 6), на котором сохранилась лишь одна деталь его некогда богатого убранства - пилястр с левой стороны. В этом доме в 1889 - 1891 гг. жила артистка Малого театра Г. Н. Федотова.
В доме № 4 в 1930-х гг. была квартира артиста Э. П. Гарина, а в несохранившемся строении на месте дома № 12 в 1851 г. жил И. М. Сеченов.