Гужевой транспорт (гуж - часть упряжи, а именно кожаная петля, скрепляющая оглоблю с дугой) - вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных.
Рокада (от франц. госа-de) - дорога, которая проходит параллельно линии фронта.
В начале 90-х гг. на улицах российских городов появились грузовики новых типов, специально предназначенные для перевозки небольших грузов (до 1,5 - 2 тонн), - "Газели", "Бычки" и др. Такие автомобили очень распространены на Западе, где их активно используют небольшие фирмы.
Навигация (т лат. navi-go - "плыву на судне") - период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
Название подмосковного города Волоколамск образовано от слов "волок" (сухая часть пути между двумя реками, через которую в старину перетаскивали судно) и "Лама" (река, недалеко от которой основан город).
России наиболее распространены вертолеты марок МИ (в честь конструктора М. Л. Миля) и КА (конструктор - Н. И. Камов). Именно на них ложится основная тяжесть по перевозке грузов и пассажиров в труднодоступных районах страны.
Транспорт иногда называют кровеносной системой страны. Если остановятся поезда и пароходы, не пойдут по трубопроводам нефть и газ, исчезнет ток в электросетях, то жизнь государства будет парализована. Замрут фабрики и заводы, люди окажутся изолированными друг от друга. Для России с её необъятными просторами бесперебойное сообщение особенно необходимо.
На протяжении многих веков основными видами транспорта оставались водный и гужевой.
Грузы перевозили на лошадях, в тайге и тундре на оленях и собаках, пустыни пересекали караваны верблюдов. Начиная с XIX в. на смену животным пришли автомобили, поезда и тракторы, в воздух поднялись самолёты. Единая транспортная сеть сложилась в России меньше чем за два столетия. В конце XX в. она насчитывает около 1бО тыс. км железнодорожных путей, 680 тыс. км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, 100 тыс. км внутренних водных путей и более 210 тыс. км трубопроводов. Трудятся в этой отрасли хозяйства более 4,5 млн человек.
СТАЛЬНОЙ ХРЕБЕТ РОССИИ
Основной вид транспорта в России - железные дороги. То, что предпочтение отдаётся именно им, объясняется особенностями географического положения страны. Её территория охватывает 11 часовых поясов. Большая часть населения и основных хозяйственных объектов сосредоточена в зоне, которая начинается от центра и юга европейской части, проходит через Урал и затем по югу Сибири до Дальнего Востока (см. статью "Где живут в России"). Здесь проложены главные железные дороги, которые связывают страну в единое целое. Реки же пересекают территорию страны с юга на север, а не с запада на восток (или наоборот), поэтому на теплоходе через всю страну не проехать. У железных дорог есть существенные экономические преимущества. Во-первых, по ним можно перевозить любые грузы, даже в больших количествах, а во-вторых, стоимость перевозок (по сравнению с автомобильными и воздушными) невелика.
Современный облик железные дороги приобрели не сразу. Сначала появилась основа - чугунные, затем стальные рельсы. Недаром народ долго называл железную дорогу "чугункой". В конце XVIII столетия на алтайских и уральских рудниках и заводах появилось новшество: вагонетки с рудой и углём стали катить по двум металлическим полосам. Конечно, это было несравненно легче, чем тащить их по земле. Первым внутризаводской рельсовый путь проложил Козьма Фролов (1726-1800), а его сын Пётр Козьмич Фролов (1775- 1839), будущий томский губернатор, построил в 1809 г. первую в России конно-чугунную дорогу.
Основной движущей силой на этих маленьких дорогах были лошади. Затем на рельсы поставили паровоз. На первой в мире железной дороге, соединившей в 1825 г. английский порт Стоктон с угольными шахтами Дарлингтона, лошади ещё помогали тихоходным паровозам. В 1834г. на заводе в Нижнем Тагиле (Урал) отец и сын Черепановы - Ефим Александрович (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) проложили железную дорогу длиной 3,5 км, на которой работал изобретённый ими паровоз.
Однако первой железной дорогой в России считается всё же Царскосельская (протяжённостью около 26 км), соединившая Петербург с летними царскими резиденциями в Царском Селе и Павловске. И сама дорога, и особенно паровозы, называвшиеся тогда пароходами, поразили воображение современников. Дорога была удобна, её вокзалы совершенны по архитектуре, но на экономическую жизнь огромной страны Царскосельская дорога почти не повлияла.
К 1851 г. между Москвой и Петербургом построили Николаевскую (ныне Октябрьскую) железную дорогу длиной почти 700 км. В США к этому времени было уже 14,5 тыс. км железнодорожных путей, а в Германии, начавшей строить железные дороги позже России, - 6 тыс. км.
Отмена в 1861 г. крепостного права послужила мощным толчком для развития экономики. Заметно ускорились темпы строительства железных дорог. Сначала их проложили от Москвы в хлебные житницы - в Поволжье, Центральночернозёмный район, на Украину. Уже в 1862 г. построили дорогу от Москвы до Нижнего Новгорода, куда по Волге свозилось зерно со всего Поволжья. Затем соединили зерновые районы с портами на Балтийском и Чёрном морях, откуда хлеб отправляли в Европу. По дороге Москва - Вологда, открытой в 1872 г., в центральные районы стали доставлять лес, а для текстильных фабрик центральных губерний - лён.
Быстро развивавшаяся промышленность нуждалась в топливе и сырье, а следовательно, в транспорте для их перевозки. Поэтому начали строить железные дороги в Донбассе и Подмосковном угольном бассейне. Затем железные рудники и металлургические заводы Урала через железнодорожную линию Пермь - Екатеринбург получили выход к Каме и Волге.
В 70-80-х гг. XIX в. стальные пути дошли до окраинных районов Российской империи - Закавказья и Средней Азии.
Самому грандиозному дорожному проекту царской России - Великой Сибирской магистрали (другое название - Транссибирская магистраль, сокращённо Транссиб) - было суждено завершиться почти накануне Октябрьской революции - в 1916 г.
После революции 1917 г. строительство железных дорог подчинялось главной цели - превращению аграрной страны в индустриальную. Было необходимо связать промышленные центры с местами добычи сырья и топлива.
Много новых железных дорог проложили во время Великой Отечественной войны. Темпы строительства и протяжённость большинства из них и сейчас поражают воображение. В тяжелейшем 1942 г. по Северо-Пе-чорской магистрали (Котлас - Воркута, длина - 1164 км) пошли составы с воркутинским углём, в котором так нуждалась страна (Донбасс был оккупирован немецкими войсками). По правому берегу Волги, от Свияжска через Ульяновск и Саратов, провели дорогу длиной 985 км к Сталинграду. По Волжской рокаде подвозили боеприпасы и военное снаряжение.
После войны основное железнодорожное строительство велось в восточных районах страны. Долгое время Транссибирская магистраль оставалась единственной ниточкой, связывавшей Дальний Восток с остальной Россией по суше. Дорога проходила слишком близко от государственной границы, поэтому ещё до Великой Отечественной войны было решено проложить дублирующую ветку длиной более 3 тыс. км - Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). К началу войны на некоторых участках уже лежали рельсы. Однако в дальнейшем их пришлось снять и использовать на западе страны для восстановления путей в районах, пострадавших от боевых действий. В 70-х гг. БАМ был объявлен "стройкой века" и к концу 80-х в основном закончен.
БАМ проходит в 200-500 км севернее Транссиба, по малонаселённым районам Восточной Сибири и Дальнего Востока, отличающимся суровыми природными условиями. Дорога пересекает семь горных хребтов и преодолевает более 3 тыс. больших и малых рек. Иногда её называют "дорогой мостов и тоннелей". Но негостеприимные края, где проходит БАМ, очень богаты углём, медью, цветными металлами, марганцем, нефтью и газом.
Железные дороги размещены в России очень неравномерно. Густая сеть дорог в центре европейской части страны при удалении от Москвы, Петербурга и других крупных городов редеет, особенно в северном и восточном направлениях. На огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока очень мало или совсем нет дорог. Об уровне обеспеченности дорогами обычно судят по их густоте (длина дорог, приходящаяся на 10 тыс. км2). В большинстве районов Европейской России этот показатель довольно высок (130-270 км на 10 тыс. км2). Он резко снижается к северу и особенно за Уралом (до 14 км и меньше).
Общая протяжённость железнодорожных путей в России составляет 152 тыс. км. По ним ежегодно перевозят почти 1 млрд тонн грузов и 1,8 млрд человек - в 12 раз больше населения России!
В конце XX в., несмотря на развитие других видов транспорта, строительство железных дорог продолжается. Появляются высокоскоростные магистрали, где скорость поездов должна достигать 300-350 км/ч. Такие дороги уже пересекают Японию, Францию и некоторые другие страны, а в России их пока нет.
Значительную прибыль могут приносить так называемые транспортные коридоры. Территории России и Белоруссии очень удобны для перевозки грузов из Европы в Восточную Азию. Пробный поезд успешно прошёл путь весной 1998 г. Другой транспортный коридор, Балтика - Центр - Чёрное море, должен соединить Северную и Западную Европу с Ближним Востоком.
НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Сейчас, когда крупные города переполнены автомашинами, с трудом верится, что всего сто лет назад на каждый автомобиль смотрели как на чудо. Скорость первых автомобилей, появившихся в России, не превышала 20-25 км/ч. Их ввозили из-за границы богатые люди, и уже в 1914 г. в стране было около 8 тыс. автомашин. В 1924 г. выпустили первый отечественный автомобиль АМО-Ф15.
Автомобили отличают высокая маневренность и скорость. Их используют главным образом для перевозки пассажиров и небольших партий грузов на короткие расстояния (в среднем на 15-20 км), а скоростных грузов - и на дальние. В городах основной вид транспорта - автобусы и их "электрические братья" - троллейбусы. Автомобили трудятся на территориях заводов и карьеров, на стройках, доставляют грузы от станций и портов к магазинам и складам, везут с полей урожай...
Незаменим автомобиль в горных районах, где невозможно проложить железные дороги и нет судоходных рек. Не считая авиации, автомобиль - единственное современное средство передвижения в республиках Тува и Горный Алтай.
Автомобилям кроме топлива требуются дороги, предпочтительно с твёрдым покрытием (асфальтовым, бетонным, щебёночным, гравийным). Шоссе (дороги, мощённые камнем) появились в России ещё до автомобиля. Москву и Петербург такая дорога соединила в 1834 г.
Шоссейных дорог в России около 950 тыс. км. По ним ежегодно перевозят приблизительно 7 млрд тонн грузов. Почти каждому приходится ездить на автобусе или троллейбусе, иногда по нескольку раз в день. Здесь статистика такова: автобусы и троллейбусы перевозят за год в России 35-40 млрд человек - в 10 раз больше всего населения Земли. Подсчитано, что для нормального развития экономики в нашей стране необходимо увеличить длину автодорог в 1,5- 2 раза. Лучшие автомобильные дороги находятся на западе и юге европейской части России. Как спицы от центра колеса, расходятся шоссе от Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. В то же время во многих районах Сибири царит бездорожье. Помочь тут могут только вездеходы, иначе приходится ждать, пока зимние холода не превратят землю в прочное "шоссе".
Автомобильные перевозки пока ещё обходятся достаточно дорого. В России они в 10-20 раз дороже, чем железнодорожные, а в США - всего в 4 раза. Кроме того, автомобили - один из главных источников загрязнения воздуха. Поэтому учёные работают над созданием более совершенных двигателей, потребляющих меньше горючего.
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
В далёком прошлом реки были основными и часто единственными дорогами для купцов и путешественников, переселенцев и воинских отрядов. В летнее время передвигались на лодках, а зимой - на лошадях. Хорошо известен древний торговый путь "из варяг в греки", проходивший по рекам и озёрам из Балтийского моря в Чёрное. Названия некоторых городов (например, Волоколамск) и поныне напоминают об основной трудности на этом пути - необходимости перетаскивать суда из одной реки в другую.
Исправить положение были призваны каналы. В I697 г. Пётр I начал строить канал между Волгой и Доном. Из-за войны со шведами работы пришлось прекратить, хотя канал вырыли уже почти наполовину. Дело неутомимого преобразователя продолжили только после Великой Отечественной войны, и в 1952 г. Волго-Донской канал был открыт.
Сейчас почти все крупные реки европейской части России объединены каналами в Единую глубоководную систему, или Большое Волжское кольцо. Кроме Волго-Донского в систему входит Волго-Балтийский водный путь, связывающий Волгу с Балтийским морем. Белое и Балтийское моря соединяет Беломорско-Балтийский канал, построенный к 1933г.
Речной транспорт - один из самых дешёвых. Кроме того, он отличается большой грузоподъёмностью и потребляет мало топлива. По рекам - созданным природой путям сообщения - может плыть одновременно много судов. Однако кроме достоинств есть и серьёзные недостатки, и прежде всего это низкая скорость. К тому же реки извилисты, и путь по ним длиннее, чем по суше. На зиму они замерзают, и навигация прекращается.
Длина речных путей России около 84 тыс. км. По ним ежегодно перевозят 140 млн тонн грузов и 25 млн человек - намного меньше, чем железнодорожным и автомобильным транспортом. По воде доставляют главным образом громоздкие, нескоропортящиеся грузы, среди которых преобладают строительные материалы. Даже в центре Москвы можно видеть проплывающие по Москве-реке баржи, гружённые песком и щебнем. По северным рекам транспортируют лес; его или перевозят в трюмах судов, или сплавляют по течению, увязав в плоты. По Волге идут суда с зерном, овощами, астраханскими арбузами. Оборудование для работы на нефтяных и газовых месторождениях Западной Сибири спешат завезти летом речники Оби. По рекам везут также каменный уголь и нефть.
Самые большие перевозки приходятся на Волгу, Каму и их притоки. При впадении в Волгу реки Ока расположен крупнейший речной порт России - Нижний Новгород.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ
История российского мореплавания начинается с походов дружин киевских князей на Византию. Суда, которыми пользовались в то время, были одинаково пригодны для речных и морских путешествий. Новгородцы уже в XI-XIII вв. плавали'по Северному Ледовитому океану. Однако в морскую державу Россия превратилась только в XVIII в., при Петре I. Русские люди, родившиеся и жившие вдали от морского побережья, удивительно быстро стали опытными моряками.
Россия по своему географическому положению обязана быть сильной морской державой. Её омывают 13 морей и 2 океана - больше, чем любую другую страну мира. Протяжённость морских границ России составляет 44,3 тыс. км, что почти в 3 раза больше, чем длина сухопутных границ (14,3 тыс. км).
Морские перевозки, особенно на дальние расстояния, самые дешёвые. Судно может взять на борт большое количество груза, равное нескольким железнодорожным составам, а топлива при этом расходует мало. Однако морской транспорт сильно зависит от навигации.
По условиям плавания моря России неодинаковы. Северные (бассейн Северного Ледовитого океана) большую часть года находятся подо льдом. Только юго-западная часть Баренцева моря под влиянием тёплого течения из Атлантики не замерзает. Здесь круглый год работает Мурманский порт. Через него за границу вывозят руды цветных металлов, апатиты, лес. В арктические моря выходят мощные атомные ледоколы. С их помощью можно почти круглый год "проводить" корабли Северным морским путём, который является самой короткой дорогой из Атлантического океана в Тихий. На Белом море расположен Архангельск - через этот порт в основном вывозят лес.
Только морем можно завезти грузы на Сахалин, Курильские острова, Камчатку и в другие районы Дальнего Востока. Однако плавание затрудняют сильные штормы, приливы и отливы. Большая часть прибрежной полосы бассейна Тихого океана надолго замерзает. Крупные порты - Владивосток, Находка, Восточный - находятся в незамерзающей части Японского моря. Через них ведётся торговля с Японией и другими странами на Тихом океане.
Санкт-Петербург - самый большой российский порт на Балтийском море. К сожалению, Финский залив, на берегу которого он расположен, мелководен и почти полгода скован льдом. Суда приходится проводить по каналу, прорытому по дну.
После 1991 г. у России осталось лишь 11 крупных портов, да и те нуждаются в переоборудовании. Латвии, Эстонии и Литве отошли порты на Балтийском море, Украине и Грузии - на Чёрном (здесь только два крупных российских порта - Новороссийск и Туапсе). Вместе с портами страна потеряла значительную часть флота. Особенно мало осталось судов современных типов: рефрижераторов, паромов, контейнеровозов; совсем нет газовозов. Многие корабли устарели, и по соображениям экологической безопасности им не позволяют заходить в иностранные порты. Только на фрахтование (наём) иностранных судов Россия тратит до 2 млрд долларов США ежегодно.
ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОСТРАНСТВО И ПРОСТОР
В такой огромной стране, как Россия, воздушный транспорт просто незаменим. От западных границ до Дальнего Востока поезда идут больше недели, а путешествие на самолёте занимает меньше суток. Ещё более ощутим выигрыш во времени, если необходимо добраться в удалённые северные районы, где не ходят ни поезда, ни автомашины, а реки и моря замерзают на несколько месяцев.
Первая российская воздушная линия Москва - Нижний Новгород (протяжённостью около 400 км) была открыта в 1923 г. С тех пор страну покрыла густая сеть авиалиний. Особенно быстро гражданская авиация стала развиваться в начале 60-х гг., когда скоростные турбореактивные и турбовинтовые самолёты начали вытеснять более тихоходные поршневые.
Аэродромы есть сейчас практически в каждом крупном населённом пункте, а в отдалённых районах - и в небольших посёлках. Нередко это просто ровная, пустая площадка, на краю которой возвышается мачта с подвешенным большим матерчатым конусом-мешком. Порывы ветра надувают его, и пилоты ориентируются по нему при посадке.
Крупных воздушных гаваней, оснащённых современной техникой, принимающих и отправляющих за сутки десятки самолётов, не так много. Самые большие аэропорты находятся в Москве (Домодедово, Внуково, Шереметьево, Быково), Санкт-Петербурге, Уфе, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Тюмени, Красноярске, Иркутске, Хабаровске; в молодых городах Западной Сибири - Сургуте и Нижневартовске; в курортных центрах - Сочи (аэропорт Адлер) и Кавказских Минеральных Водах.
Преимущество авиации - скорость. В пути самолёту не мешают ни горы, ни реки, но полёт могут отменить из-за погоды. Особенно опасны грозы. Взлёт и посадку сильно затрудняют туманы, дожди, снег и сильный ветер.
В то же время самолёты - самый дорогой вид транспорта, поэтому ими пользуются главным образом пассажиры, следующие на далёкие расстояния. Средняя дальность полёта одного пассажира внутри нашей страны составляет почти 2 тыс. км, а всего услугами авиации пользуется примерно 30 млн человек в год. По воздуху перевозят грузы, в основном скоропортящиеся, срочные или особо ценные. В тех районах России, где нет ни железных, ни автомобильных дорог, пользуются вертолётами. Они доставляют трубы для трубопроводов, мачты линий электропередачи, оборудование для буровых установок.
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
В XX в. нашу планету покрыла сеть стальных труб. Сами трубы неподвижны - движется их содержимое: нефть, газ, керосин, бензин, другие продукты переработки нефти. Их перекачивают насосные станции. Трубы укладывают как на земле, так и под землёй, а также на специальные эстакады.
Строить трубопроводы и быстрее, и дешевле, чем прокладывать железные дороги. Кроме того, транспортировка нефти по трубам обходится в 2-3 раза дешевле, чем железнодорожным или водным транспортом. Работу трубопроводов контролируют автоматы, для обслуживания которых требуется немного людей, - ещё один источник экономии. И наконец, главное преимущество - минимальное загрязнение природы (если, конечно, не происходит авария). В нашей стране по трубопроводам переправляют 95 % нефти, 20 % нефтепродуктов и почти весь газ.
В 1907 г. в Российской империи был построен крупный керосинопровод, прошедший через Закавказье, от Баку на Каспийском море до порта Батум на Чёрном. До Великой Отечественной войны нефтепроводы прокладывали преимущественно на Северном Кавказе, после войны - в Поволжье, куда переместился центр нефтедобычи. С середины 70-х гг. создаётся самая крупная в России и одна из крупнейших в мире система нефтепроводов - Западносибирская (именно в Западной Сибири стали добывать большую часть нефти). На востоке страны нефтепровод соединил материк с Сахалином, где нефть добывалась ещё до войны. Самые крупные нефтепроводы протянуты на тысячи километров в другие государства - на Украину, в Белоруссию, в страны Балтии и Восточной Европы.
Длина газопроводов России (примерно 140 тыс. км) почти вдвое превосходит протяжённость нефтепроводов (около 70 тыс. км), хотя сооружать их стали позднее. Первый газопровод начали строить в 1946 г. от Саратова, а в 1952 г. газ пришёл в Москву, которая тогда отапливалась углём и дровами. В большинстве домов стояли печки, и каждую осень москвичи получали дрова, которые зимой хранили в подвалах и сараях. Простые газовые плиты, заменившие примусы и керосинки, казались верхом технического прогресса и комфорта.
В 70-80-х гг. центр газодобычи переместился в Западную Сибирь. Оттуда были проложены крупные газопроводы, в том числе и для экспорта газа в Европу.
Очень заманчиво использовать трубы для транспортировки угля, руды и некоторых сыпучих материалов (для этого их размельчают и смешивают с водой). Опытные углепроводы есть в Западной Сибири и Донбассе. Обогащённую железную руду (концентрат) подают с горно-обогати-тельного комбината по трубопроводу на Оскольский металлургический комбинат в Белгородской области.
Конечно, не все грузы можно переправлять по трубам в жидком, газообразном и размельчённом виде. В некоторых городах, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, существуют трубопроводные пневмокон-тейнерные трассы, где потоки сжатого воздуха перемещают контейнеры со строительным материалом, бытовым мусором и другими грузами.