В этом же доме некоторое время содержался под арестом Маяковский за организацию побега политических заключенных. В Хитровский переулок выходит интересный фасад флигеля (№ 3), декоративная обработка которого свидетельствует о когда-то богатой усадьбе, главный дом которой, существенно перестроенный, стоит в глубине участка. В XVIII в. усадьба принадлежала Лопухиным и Волконским, а в 1792 г. перешла к богатому купцу Афанасию Кирьякову. В этой усадьбе 25 декабря 1871 г. родился выдающийся композитор А. Н. Скрябин. Ее главный дом находится в глубине участка. К концу XIX в. здесь также обосновалась ночлежка. Ее занимали обитатели "рангом" выше, чем другие хитрованцы - мастеровые, поденщики и особенно портные, которых звали "раками", так как они, пропив одежду, не могли выходить из своих "нор".
На углу переулка - здание церкви Трех Святителей, "что в Кулишках". По преданию, здесь был загородный двор московских митрополитов, а рядом стояли великокняжеские конюшни (церковь тогда была во имя Фрола и Лавра, покровителей лошадей). После пожара 1547 г. конюшни перевели в Чертолье, на то место, где теперь музей изобразительных искусств, а церковь стала называться "что у старых конюшен". Нынешнее ее здание с далеко выдвинутыми апсидами первого этажа построено в 1669 - 1674 гг., но с тех пор неоднократно перестраивалось.
По названию этой церкви соседние переулки именуются Большим и Малым Трехсвятительскими. Между ними в XVIII в. стояли деревянные хоромы, окруженные службами. От этой застройки сохранился лишь первый этаж небольшого здания (№ 2/1)в Большом Трехсвятительском переулке. В этом владении в 1850 - 1860-х гг. помещалась редакция журнала "Русский вестник", издаваемого М. Н. Катковым. В то время в нем сотрудничали С. Т. Аксаков, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой - цвет русской литературы. Здесь родилась одна из самых известных газет старой России - "Русские ведомости". В 1870-х гг. участок переходит к предпринимателям Морозовым, застраивающим его складскими зданиями. При советской власти здесь находилось Центральное статистическое управление, теперь же научно-исследовательский институт.
Дом рядом (Малый Трехсвятительский пер., 3) был занят евангелическо-реформатской церковью, для которой со двора пристроен зал и изменен фасад (1865, архитектор Г. фон Ниссен).
В Большой Трехсвятительский переулок выходит этот же церковный участок, и на нем в 1913 - 1915 гг. архитектором А. Э. Эрихсоном было выстроено здание училища (№ 4), где сейчас помещается средняя школа. В ней учились поэт В. М. Гусев, полярник Э. Т. Кренкель, пианист Л. Н. Оборин, кинорежиссер Е. Л. Дзиган.
Рядом со школой - большой доходный дом (№ 6), построенный в 1913 г. (архитектор И. А. Герман). Часть его включает в себя здание известного в конце XIX в. ночлежного "ляпинского" дома, названного так по фамилии владельцев купцов М. и Н. Ляпиных. Ночлежка была бесплатной, и в ней селились почти исключительно нищие, которые собирались под длинным навесом задолго до открытия. Эта сцена воссоздана на картине В. Е. Маковского "Ночлежный дом", на первом плане которой, как предполагают, изображен художник А. К. Саврасов. В декабре 1881 г. ляпинский дом посетил Л. Н. Толстой. "Взойдя на гору, - писал он, - мы подошли к угловому большому дому. Большинство людей, шедших со мною, остановились у этого дома. По всему тротуару этого дома стояли и сидели на тротуаре и на снегу все такие же люди". Под впечатлением увиденного Толстой написал свою знаменитую статью "Так что же нам делать?", в которой резко ставил вопрос о нищете в Москве.
В Большом Трехсвятительском переулке привлекает внимание обширный сад, выходящий еще в два переулка - Хохловский и Подкопаевский. В глубине сада - двухэтажное здание (№1), на фасаде которого есть архитектурные детали в псевдорусском стиле - результат переделки его архитектором Г. Черником в 1860-х гг. Возможно, что в основе своей это здание весьма древнее. В 1772 г. участок принадлежал князю С. Д. Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия. Одна из последующих владельцев, бригадирша Д. Н. Лопухина, устроила здесь частное училище, считавшееся образцовым. В нем учился А. И. Дельвиг, двоюродный брат поэта Антона Дельвига и будущий строитель московского водопровода. Позднее дом принадлежал знаменитому предпринимателю середины XIX в. "откупщицкому царю" В. А. Кокореву, разбогатевшему на питейных откупах. Он был одним из богатейших людей в России - состояние его оценивалось в 8 миллионов рублей. Дом в Трехсвятительском, как вспоминали современники, был им "куплен в развалинах, возобновлен самым безобразно-роскошным образом". Кокорев сдавал его под меблированные комнаты и гостиницу.
От него дом перешел к М. Ф. Морозовой, сын которой Сергей Тимофеевич, известный меценат, вложивший много труда и средств в становление музея кустарных изделий, был также и любителем-художником. На втором этаже небольшого двухэтажного домика во дворе у него была оборудована мастерская, а внизу находились жилые комнаты. Морозов почитал талант Исаака Ильича Левитана, которому и предоставил этот дом. С осени 1889 г. Левитан работал в нем, а потом и жил. По воспоминаниям, у дома росли большие кусты сирени, внизу находились жилые комнаты, пол в которых был затянут серым сукном, а наверху, куда вела витая лестница, - прекрасная светлая мастерская. В этом скромном домике им были написаны почти все лучшие картины, здесь он стал знаменитым, превратился в великого мастера пейзажа - некоторые художники считали даже, что после Левитана пейзажисты уже больше не нужны, он исчерпал все, что можно было сделать в русской пейзажной живописи. В этом же доме В. А. Серовым был написан известный портрет Левитана. У него в мастерской бывали многие художники, а также Шаляпин, Тимирязев и, конечно, А. П. Чехов. Последний раз он приехал сюда в мае 1900 г., а уже 22 июля Левитана не стало. Он тяжело болел, здоровье его было подорвано еще в молодости. О Левитане как-то было сказано, что "он много мыслил и чувствовал, много работал и долго хворал - это была его жизнь". Печальная процессия 25 июля 1900 г. вышла из этого дома и направилась на Дорогомиловское кладбище. Левитана провожали его друзья - В. А. Серов, приехавший из-за границы, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, множество знакомых и почитателей.
Летом 1918 г. главный дом бывшей усадьбы превратился в штаб-квартиру левых эсеров. После провокационного убийства германского посла Мирбаха началось восстание левых эсеров против диктатуры большевиков. Здесь, в этом доме, обосновался отряд ВЧК под командованием левого эсера Попова. В отряде насчитывалось 800 человек, 8 орудий, 2 броневика и с десяток пулеметов. Эсерам удалось арестовать прибывшего для переговоров Дзержинского и еще нескольких руководителей.
Туманным утром 7 июля 1918 г. части латышской дивизии под командованием И. И. Вацетиса начали наступление на главный опорный пункт в Большом Трехсвятительском переулке, где восставшие поставили орудия, обстреливавшие Кремль. Вскоре все было кончено - эсеры бежали из дома, и заложников освободили.
В бывшем морозовском владении в 1931 - 1932 гг. было построено здание для Машиностроительного вечернего рабочего института имени И. И. Лепсе по проекту Ф. С. Ревенко. Позднее здесь находился Торфяной институт, а теперь Институт электронного машиностроения.