Колокольни при церкви нет, ибо построенная в 1857 - 1858 гг. вместо старинной была в советское время разрушена. Уцелели кованная железная двустворчатая дверь в северном портале и белокаменная надгробная доска на южной стене. В церкви долгое время (с 1930 г.) находилась библиотека иностранной литературы, а перед тем как она была возвращена церкви - типография.
Эта церковь памятна тем, что в 1916 г. в ней отпевали В. И. Сурикова - в последние годы он жил рядом, в гостинице "Дрезден" на Тверской.
Рядом с церковным участком была большая усадьба (№6), принадлежавшая в XVII в. князьям Жировым-Засекиным, а в первой половине XVIII в. князьям Сонцовым-Засекиным и перешедшая в 1752 - 1755 гг. к капитан-поручику О. И. Кожину. Он построил в начале 1760-х гг. в глубине участка двухэтажные каменные палаты, дошедшие до нашего времени и надстроенные его сыном, гвардии прапорщиком Н. О. Кожиным в 1810 г. Двор этого дома был свидетелем драмы, разыгравшейся в сентябре 1812 г., когда там французами были расстреляны 18 человек, обвинявшихся в поджогах. В XIX в. здесь помещалась гостиница "Германия", о которой один из московских справочников отозвался следующим образом: "Нумера расположены весьма спокойно, вины и стол хороши". В конце 1830-х гг. в ней жил декабрист И. А. Фонвизин.
В соседнем доме - на углу с Большой Дмитровкой (№8/13) также находилась гостиница - "Версаль", переименованная в советское время в "Спартак". Об этой гостинице писал И. А. Бунин в рассказе "Казимир Станиславович" - "...никто из приезжающих в "Версаль" не предъявлял визитных карточек.., гостиница была скверная".
На месте этого дома до 1816 г. стояла Воскресенская церковь, "что в Скоморошках", т. е. в местности, населенной артистами того времени - скоморохами. В числе многих московских церквей, погоревших в пожар 1812 г., ее не стали восстанавливать (еще в 1806 г. ее посчитали настолько ветхой, что даже запретили проезд через Космодамианский переулок) - она, как было написано тогда, "по ветхости угрожает падением" и разобрали вместе с каменной аркой, шедшей через переулок к стоявшему напротив дому князя Козловского. Князь А. С. Козловский сообщал в Московскую консисторию в 1772 г., что церковь находится на его "содержании".
В доме, построенном в 1820-е гг. и надстроенном в 1873 г., жили историк И. Д. Беляев, опубликовавший исследование об урочище "Старые Скоморошки", архитектор А. П. Белоярцев, издатель, выпускавший в продолжение многих лет московские справочные книжки, Карл Нистрем. В 1924 г. - редакция шахматного журнала "64", издательство по физкультуре и спорту, а также театральная студия имени М. Н. Ермоловой.
В доме находилось множество магазинов и, в частности, оптический "А. И. Мильк и сын", в котором А. П. Чехов обычно заказывал пенсне.
Сейчас вся левая сторона переулка занята зданием Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, бывшего института марксизма-ленинизма, которое было выстроено первоначально для хранения и работы с документами архива Ленина, к которым позже присоединились документы Маркса, Энгельса и Сталина. Скучное, ящикоподобное здание строилось по проекту архитектора С. Е. Чернышева в 1926 г., а в 1980 г. к нему пристроили не лучше его новое со стороны Большой Дмитровки (архитектор Ю. Н. Шевердяев) с барельефными изображениями мрачных лиц основоположников "марксизма-ленинизма".
На его месте до 1973 г. стояло скромное двухэтажное здание (№ 3/15), в котором жил знаменитый типографщик и книгопродавец С. А. Селивановский. Со стороны переулка была вывеска типографии с датой ее основания - 1796 г. После некоторого перерыва она просуществовала до 1859 г. и была самой долговечной среди частных типографий. В ней печатались многие сочинения Н. М. Карамзина и К. Ф. Рылеева. В 1797 г. Селивановский издал один из первых путеводителей по Москве - "Историческое и топографическое описание первопрестольного града Москвы...", а в 1827 - 1831 гг. лучший московский путеводитель начала XIX в. - "Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского...", написанный Иваном Гурьяновым. В его четырех объемистых томах содержится множество драгоценных сведений о Москве того времени.
В 1822 - 1825 гг. Селивановский начал выпуск энциклопедического словаря, однако издание его приостановилось после выступления декабристов на Сенатской площади. В типографии полиция произвела обыск, отпечатанные тома увезли в Петербург, ибо до сведения начальства дошло, что в "Словарь" Селивановского проникли свободолюбивые идеи. Один из декабристов, В. И. Штейнтель, говорил о Се-ливановском: "он и без привлечения в общество содействует достижению его целей изданием книг, распространяющих свободные понятия". В доносе из Москвы бдительные наблюдатели сообщали, что Селивановский сам участвовал в "заговоре 14-го Декабря... У него печатались манифесты злоумышленников, но для сокрытия всего, - прибавляли для пущей важности соглядатаи, - даже самые литеры после отпечатания были перелиты".
У Селивановского в этом доме бывали многие известные литераторы, жил П. М. Строев, археограф, собиратель летописного русского наследия. Один из посетителей, профессор Московского университета, ботаник и филолог М. А. Максимович вспоминал: "Помню, когда, бывало, ни зайдешь к П. М. Строеву, жившему в доме Селивановского на Дмитровке, - вечно застаешь его над Ключом к Истории Карамзина". Тогда Строев составлял указатель к знаменитому труду Н. М. Карамзина "История Государства Российского". Эта "циклопическая", по выражению его биографа, работа вышла в 1836 г. в двух томах, о которых отозвался А. С. Пушкин в "Современнике": "Издав сии два тома, Г. Строев оказал более пользы Русской Истории, нежели все наши историки с высшими взглядами, вместе взятыми... Г. Строев облегчил до невероятной степени изучение Русской Истории". Сам знаменитый историк Н. М. Карамзин после пожара 1812 г. квартировал у Селивановского. В 1820-х гг. в этом доме жил С. Н. Бегичев, член "Союза благоденствия", друг А. С. Грибоедова.
После смерти С. А. Селивановского и дом и типография перешли к его сыну, тоже издателю. Он устраивал у себя литературные вечера, на одном из которых в октябре 1837 г. во время чтения Н. А. Полевым драмы "Граф Уго-лино" В. Г. Белинский познакомился с артистом П. С. Мочаловым. Типография действовала долгое время - еще в 1864 г. в газете "Московские ведомости" объявлялось: "Типография, словолитня и гальванопластика Семена Селивановского в Москве, 1793 года... Принимает книгопечатание. Адресовать на Большую Дмитровку, в дом г-жи Петровой (внучки С. И. Селивановского. - Авт.), в контору типографии". В 1870-х гг. тут помещались меблированные комнаты, в которых в разное время жили артисты Б. В. Корсов, Л. И. Градов-Соколов, Ф. П. Горев, писатели Д. В. Аверкиев и В. А. Слепцов.
В связи со строительством нового здания "института марксизма-ленинизма" открылся еще один проезд с Б. Дмитровской на Тверскую площадь. Любопытно, что он повторяет направление старинного Квасного переулка, видного на планах Москвы второй половины XVII в. и позднее отошедшего к частным владениям.
Недалеко от него проходит Глинищевский переулок (с 1943 по 1991 гг. - улица Немировича-Данченко), названный по местности Глинищи, где стояла церковь св. Митрополита Алексия, построенная в 1685 - 1690 гг. дьяком приказа Большой казны Иваном Алферьевым, похороненным около нее в 1700 г. В 1787 г. построили новую колокольню вместо старой у ограды с южной стороны от церкви. Алексеевская церковь - единственная в Москве - сохраняла изразчатое покрытие глав, столь типичное для древнерусской церковной архитектуры. В ней находился оригинальный иконостас с иконами знаменитых изографов XVII столетия.