Рядом - наиболее известное в этом переулке здание Московского Художественного театра. Участок, где стоит театр, в XVIII в. был разделен на две части переулком, продолжавшим соседний Дмитровский. В 1760 - 1770 гг. обе части вместе с землей из-под переулка перешли к князю П. И. Одоевскому, построившему здесь деревянные хоромы. Новый большой участок тянулся через весь квартал, и сад его выходил к теперешней Тверской площади. В 1812 г. хоромы сгорели, и к 1818 г. князь выстроил великолепное каменное здание с пышным шестиколонным портиком и двумя флигелями по сторонам.
В мезонине главного дома в 1820-х гг. жил В. Ф. Одоевский, основатель кружка "любомудров", молодых людей, изучавших философию, эстетику, близких по настроению к декабристам. Членами его были Д. В. Веневитинов, М. П. Погодин, А. И. Кошелев, И. В. Киреевский. "Две тесные каморки молодого Фауста... были завалены книгами, фолиантами, квартантами и всякими октавами, - на столах, под столами, на стульях, под стульями, во всех углах, - так что пробираться между ними было мудрено и опасно, - вспоминал М. П. Погодин. - На окошках, на полках, на скамейках - склянки, бутылки, банки, ступы, реторты и всякие орудия. В переднем углу красовался человеческий костяк с голым черепом на своем месте и надписью „Sapere aude" („осмеливайся познавать")".
Наследница П. И. Одоевского В. И. Ланская часто сдавала свой дом внаем. Так, в 1832 - 1836 гг. в главном доме жила чета Долгоруких, знакомых А. С. Пушкина, и возможно, что поэт бывал у них.
В 1851 г. дом перешел к С. А. Римскому-Корсакову, сыну известной в летописях Москвы Марии Ивановны Римской-Корсаковой, имевшей гостеприимный и хлебосольный дом на Страстной площади. "Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою санные катания за городом, импровизированные завтраки..." - писал П. А. Вяземский. С. А. Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре А. С. Грибоедова Софье Алексеевне, бывшей, по мнению некоторых литераторов, прототипом Софьи Фамусовой в "Горе от ума".
С. А. Римский-Корсаков перестроил дом по новой моде - снял портик, колонны, застроил разрывы между главным домом и флигелями, надстроил на них третий этаж и изменил декор фасада. Все это было сделано по проекту архитектора Н. А. Шохина.
Спустя 30 лет, с 1882 г., начинается театральная история этого дома. Архитектор М. Н. Чичагов перестраивает его, приспособляя под театр, и позади него на месте двора строит зрительный зал и сценическую коробку. В новом театре - он часто назывался Лианозовским (по фамилии владельца участка) - состоялся первый спектакль театра Ф. А. Корша, перешедшего через три года в собственное помещение в Петровском переулке. Здесь же начались и спектакли Мамонтовской оперы - 9 января 1885 г. состоялось представление "Русалки" А. С. Даргомыжского. С. И. Мамонтов приглашал в театр гастролеров - здесь пели знаменитые итальянцы Анжело Мазини и Франческо Таманьо. С 1889 г. в Камергерском переулке выступала труппа Е. Н. Горевой, которая была не столько антрепренером (кстати говоря, совершенно неопытным, ибо труппа распалась через два года), сколько замечательной актрисой, обладавшей красивым голосом и ярким сценическим темпераментом. В ее труппе участвовали такие известные актеры, как М. Дальский, М. Петина, Н. Рощин-Инсаров. На сцене театра Горевой 15 января 1891 г. состоялся дебют Л. В. Собинова - он был хористом в гастролировавшей труппе Н. К. Садовского и М. К. Заньковецкой. В конце этого же года, 1 октября, здесь начались представления иного рода, о характере которых можно было судить по афише нового театра: "Большое монстр-гала-представление. Приключение на кухне. Большая юмористическая картина в пяти переменах. Французская шансонетная певица". В этом здании обосновался эстрадный театр "французского гражданина из Алжира" Саломона, ставший одним из самых известных в России. Договор с Шарлем Омоном - это был псевдоним Саломона - значил для актера очень многое: он открывал ему дорогу на любую эстрадную сцену России того времени. Тогда же театр в Камергерском переулке был в очередной раз переделан. После этого зал театра было "положительно трудно узнать, - писала „Московская иллюстрированная газета" в 1891 г., - не верится, чтобы частная антреприза для такого дела могла затратить так много денег для отделки помещения, которое положительно поражает роскошью своего убранства и чисто французским шиком". Этот-то пресловутый "шик" и пытались искоренить реформаторы старого театра К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, когда сняли здание для Художественного театра. Благодаря энергии и средствам Саввы Морозова, бескорыстной работе одного из известнейших московских архитекторов Ф. О. Шехтеля (при участии известного впоследствии архитектора И. А. Фомина) интерьеры театра полностью изменились. По выражению Станиславского, "вертеп разврата превратили в изящный храм искусства". Он в особенности отмечал, что "в отделке театра не было допущено ни одного яркого и золотого пятна, чтобы без нужды не утомлять глаз зрителей и приберечь эффект ярких красок исключительно для декораций и обстановки сцены". Сезон в новом театра открылся вечером 25 октября 1902 г. спектаклем "Мещане", а утром этого же дня артисты скромно справили свое новоселье. Снаружи здание почти не переделывалось - только установлены двери изящного рисунка с козырьками, светильники, (в которых поставили новинку - два дуговых фонаря), а также барельеф А. С. Голубкиной "Пловец" над правым входом. Долгое время часть первого этажа сдавалась под различные торговые помещения: на старых фотографиях красуются вывески винного магазина "Кахетия", кондитерской "Миньон" и др. Даже в 1929 г. здесь помещался магазин игрушек "Мать и дитя", принадлежавший организации под причудливым название "Охматмлад", что означало - "Охрана матери и младенца".
После многих лет работы театра в этом здании назрела необходимость капитального ремонта здания. Было решено его значительно увеличить, для чего отрезали старую сценическую коробку и передвинули ее назад, пристроили к ней большое помещение, сделали новые гримерные, склады декораций, смонтировали новое техническое оборудование сцены и произвели еще множество других усовершенствований.
Первый спектакль в обновленном здании был дан 1 ноября 1987 г.
С правой стороны от главного здания, на месте бывшего усадебного флигеля в 1914 г. по проекту Ф. О. Шехтеля предполагалось строительство здания для "научного электротеатра" и (в полуподвальном этаже) для кабаре "Летучая мышь". Вместо этого к концу года был построен дом, приспособленный для сдачи внаем под магазины, конторы и выставки. В первую мировую войну в нем поместился госпиталь, который находился здесь и после взятия власти большевиками. Сюда были привезены участники заседания МК РКП(б) в Леонтьевском переулке, раненные взрывом бомбы 25 сентября 1919 г. Позже здание занимало общежитие рабфака имени М. Н. Покровского. Театру оно передано только в 1938 г.
До Большой Дмитровки протянулся основательный жилой дом (№ 5/7), на углу которого находится известный многим книголюбам магазин "Педагогическая книга" (открытый в 1931 г.). В этом же доме есть еще один известный книжный магазин букинистической книги "Пушкинская лавка", в котором многим случалось найти желанную книгу.
Дом построен на территории бывшей усадьбы тех самых Стрешневых, благодетелей Георгиевского монастыря. Они, вероятно, обосновались в этом месте с весьма давних времен. Стрешневы были родственниками царствующей династии: вторым браком царь Михаил Федорович женат на Евдокии Стрешневой, матери "тишайшего" царя Алексея Михайловича и бабушке Петра 1.
Главный дом усадьбы расположен несколько в глубине ее, параллельно улице Большой Дмитровке (его можно увидеть, зайдя во двор с улицы). Здание окружали многочисленные строения, каменные и деревянные, жилые и хозяйственные.
В роду Стрешневых усадьба оставалась до перехода ее к мануфактур-советнику Герасиму Хлудову в 1860 г., а после него к И. П. Шаблыкину. Его внучка, Е. А. Обухова, построила существующий дом в 1913 г. по проекту архитектора В. А. Величкина.