Общая трудоемкость изготовления первого реактивного двигателя превысила трудоемкость изготовления авиадизеля в несколько раз".
Через семь месяцев после получения образцов английского двигателя к 31 декабря 1947 года был изготовлен и поставлен на испытание первый двигатель РД-500, а всего их было выпущено с 1948 по 1951 ГОД-1274.
Созданием и серийным выпуском двигателей РД-500 полностью завершилась реконструкция завода с производства поршневых двигателей на турбореактивные, а завод № 500 вошел в отечественную авиационную промышленность как специализированный завод по производству газотурбинных двигателей.
Опыт создания двигателей РД-500 и РД-45 и обширные исследования по центробежным компрессорам позволили Владимиру Климову создать двигатель ВК-1 - первый отечественный ТРД с центробежным компрессором с тягой 2700 кг.
В1952 году двигатель ВК-1 прошел государственные испытания на ресурс 250 часов и был внедрен в серию сразу на двух заводах - на нашем № 500 и на заводе № 45.
Двигатель ВК-1 устанавливался на истребителях МиГ-15бис и МиГ-17, наиболее долговечном среди реактивных истребителей, и по два двигателя - на фронтовых бомбардировщиках ТУ-14 и ИЛ-28, одном из лучших в мире самолетов этого класса.
Стремясь оборудовать истребитель двигателем с наименьшим удельным весом, академики А. А. Микулин, С. К. Туманский и Б. С. Стечкин создали и запустили в серию ТРД с осевым компрессором АМ-5А с тягой 2000 кг без форсажной камеры. Это был для своего времени самый легкий ТРД в мире. С двумя такими двигателями, расположенными под крылом, А. С. Яковлевым был создан барражирующий истребитель-перехватчик Як-25 с продолжительностью полета 2,5 ч.
Чертежи двигателя АМ-5А поступили на завод в 1951 г., а уже с 1953 года началось его серийное изготовление. Он выпускался до 1960 года.
Новым словом в авиационно-ракетной технике мира было создание в 1957 году межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" - беспилотного сверхзвукового самолета с вертикальным пуском. Создал "Бурю" легендарный "ракетчик" Сергей Королев совместно с авиаконструктором Семеном Лавочкиным. Старт и вывод на маршевую скорость полета, втрое превышавшую скорость звука, осуществляли два ускорителя (представлявшие собой "связку" из четырех жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД) каждый) прославленного авиаконструктора А. Исаева.
Завод № 500 в кратчайшие сроки освоил производство совершенно нового для себя изделия "СУ-1150" ("связка" четырех жидкостно-реактивных двигателей для межконтинентальной крылатой ракеты "Буря"), изготовив в 1959 году 52 "связки", чем приятно удивил Исаева и Королева (рассказывают, что они даже уговаривали В. В. Чернышева перейти в их систему - делать ЖРД для космических ракет).
Выдающиеся двигатели были созданы в ОКБ-300. Сергей Константинович Туманский, возглавивший коллектив ОКБ в 1955
году, создает двухвальный ТРД со сверхзвуковыми ступенями компрессора - знаменитый Р11-300 с тягой 6 тонн на форсаже. Двигатель явился значительной вехой в развитии ТРД.
Разработкой модификаций этого двигателя и внедрением их в серийное производство на нашем заводе занималось ОКБ-500 (с 1966 года ТМКБ "Союз") под руководством Николая Георгиевича Мецхваришвили.
Организация производства двигателей семейства Р11-300 конструкции Туманского-Мецхваришвили определила дальнейшее развитие завода № 500 (напомню, с 1963 года - ММЗ "Красный Октябрь").
Двигатели Туманского - Мецхваришвили позволили КБ Микояна, Яковлева и Сухого создать серии превосходных летательных аппаратов.
До 1986 года выпускался серийно МиГ-21 -легкий маневренный сверхзвуковой фронтовой истребитель с треугольным крылом большой стреловидности. На этом самолете было установлено 17 мировых рекордов, в том числе 7 летчицами Прохановой Н. А., Мартовой Е. Н. и Савицкой С. Е. (впоследствии ставшей космонавтом). МиГ-21, заслуживший высокое звание самолета-солдата, это самолет-долгожитель, более 30 лет защищающий небо Отечества.
На самолетах Миг-21 и его модификациях устанавливались двигатели Р11 -300 в варианте "Ф" (с нижним расположением коробки агрегатов).
Двигатели в варианте "АФ" (с верхним расположением КДА) ставились на двухместном самолете Як-28 (два двигателя размещались под крыльями). Самолет выпускался и как фронтовой бомбардировщик, и как всепогодный истребитель-перехватчик.
В варианте "В" (с верхним расположением КДА и без форсажной камеры) двигатель устанавливался на одноместном высотном разведчике ЯК-25РВ (два двигателя под крыльями). Летчица-испытатель Марина Попович установила на этом реактивном самолете мировые рекорды скорости и дальности полета по замкнутому маршруту, а В.Смирнов-мировые рекорды подъема грузов на высоту.
В 1963 году был создан первый отечественный высотный истребитель-перехватчик Су-15 с двумя двигателями Р11Ф2С-300.
С 1966 года ОКБ-500 (ТМКБ "Союз") возглавил Хачатуров Константин Рубенович - ученик и последователь скоропостижно скончавшегося Мецхваришвили. Хачатуров берется за отработку и внедрение в серию нового "детища" Туманского - двухвального одноконтурного ТРД с воздушным охлаждением турбины, отличавшегося высоким весовым совершенством.
В начале семидесятых двигатели Туманского - Хачатурова (Р27-300 и Р29-300) успешно прошли госиспытания, были внедрены в производство на ММЗ "Красный Октябрь" и выпускались серийно до 1985 года.
Двигатель Р27-300 с форсажной тягой 10.2 т устанавливался на учебно-боевом двухместном истребителе МиГ-23УБ, а двигатель Р29-300 с тягой 12,5 т - на всемирно известном фронтовом истребителе-перехватчике МиГ-23.
С 1973 по 1976 год завод "Красный Октябрь" освоил и выпускал двигатель Р22Б-300 для одноместного истребителя-бомбардировщика МиГ-27.
Отличительной особенностью самолета Генерального конструктора Белякова Р. А., на которых устанавливались Р29-300 и Р29Б-300, явилось крыло изменяемой в полете стреловидности.
Крупным научно-техническим достижением отечественного двигателестроения явилось создание двухконтурного форсированного двигателя РД-33 с тягой 8,3 т Генерального конструктора Изотова С. П. ММП им. Чернышева в 1984 году провело государственные испытания двигателя РД-ЗЗ и выпускает его серийно. Двигатель и его модификации экспортируются во многие страны мира.
В настоящее время в связи с конверсией осваивается серийное производство турбовинтового двигателя ТВ7-117 с взлетной мощностью не менее 2500 л.с. и удельным расходом топлива не более 180 г/л.с.ч.
Этот высокоэкономичный ТВД с электронной системой автоматического регулирования предназначен для современных пассажирских авиалайнеров ИЛ-112 и ИЛ-114 местных воздушных линий.
С 1983 года Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышева возглавляют Генеральный директор Анатолий Николаевич Напольнов, работавший при Чернышеве главным инженером, и главный инженер Олег Николаевич Третьяков.