Все "модернистическое" в России связано с Санкт - Петербургом. Все традиционное - с Москвой.
Три исторические столицы России символизируют
три геополитические ориентации и одновременно три типа государственности.
Киев - этническая, восточнославянская линия. В пределе она тяготеет к тому,
чтобы стать культурно-политической провинцией Европы. Будучи православной, Киевская
Русь входила в православный мир, но не была и не могла быть мощным
самостоятельным православным государством с особой национальной
идеей и со специфическим социальным устройством.
Москва - евразийская столица, символ становления русских самими собой, обретения
ими смысла своего исторического существования, особого уникального стиля в сочетании
с задатками универсальной миссии как в культурном,
так и в политическом, как в религиозном, так и в социально-этическом смыслах.
Москва - самостоятельность и законченность, обретение себя.
Санкт-Петербург - столица светская, постмосковская,
связанная с десакрализацией русского быта,
с отказом от духовной исторической миссии, от уникального и
универсального одновременного русского пути. Это линия отчуждения от собственных
корней и духовно-исторических традиций. Очевидно, что синодальное "петербургское"
Православие имеет мало общего с истинным византизмом,
на принципах которого строилась Русская Церковь в Московский период во главе
с Православным Царем и Православным Патриархом. В Санкт-Петербург же в XVIII
веке вход людям в простом русском платье вообще был запрещен указом. О какой
"народности" тут можно говорить...
Москва Советская Перенос большевиками столицы
в Москву в высшей степени показателен. С геополитической, исторической и в некотором
смысле духовной точек зрения это было жестом, ориентированным на возврат к евразийской
ориентации. Трудно сказать, отдавали ли себе вожди коммунистов отчет в таком
поступке. Но с точки зрения высшей логики это было совершенно оправданно. При
советском режиме Россия вновь противопоставляет себя Западу (хотя теперь и на
основании сугубо идеологических предпосылок),
вновь открывается к Азии, вновь вступает на путь культурной, социальной
и экономической автаркии. Можно сколько угодно долго рассуждать о "слишком большой
цене", которой было за это заплачено.
Но все великое в истории делается, увы, большой кровью.
Как бы то ни было, максимального пространственного объема евразийский лагерь
достигает именно при большевиках, а СССР остается самым выразительным примером
гигантской континентальной империи. В единый блок интегрируются различные континентальные
территории, евразийские этносы, культуры. Советский период представляет собой
попытку найти новый актуальный и современный, но все же такой узнаваемый мессианский
идеал Третьего Рима.
Красная Москва становится столицей
Третьего Интернационала. Третье Царство - Империя Святого Духа. Эта теория восходит
к христианскому мистику Иаохимуде
Флора и еще глубже - к древнему харизматическому проповеднику
Монтану, который был, кстати, первым, кто задолго до анабаптистов и патриарха
Никона начал строить в фессалии Новый Иерусалим,
земной прообраз Небесного Града.
Пусть в еретической и экстремальной форме, но и большевики ясно ощущали
тайное дуновение евразийской мысли, Московской Идеи в ее универсальном значении.
Вместо народа и Церкви был поставлен "пролетариат", вместо "сатаны" - капитал,
вместо "цивилизации Моря" - международный империализм и колониализм. Меняется
язык, меняются термины, меняются идеологии... Но суть остается прежней. Москва,
столица Суши, Духа, Труда, против океанических стратегий материи и торговых
технологий. Снова (Рим против Карфагена) идеал
иерархии и служения против ценностей наживы, предпринимательства,
"разумного эгоизма".
На сей раз, Москва становится "Римом пролетарским". Но все же именно Римом.
Упованием угнетенных, обездоленных, обобранных и униженных всей земли... Столицей
новой империи - империи, которая мыслилась как наступление эры всеобщего
счастья и добра...
Цена, заплаченная за идеал, слишком огромна. Но дискредитирует она не сам идеал,
а лишь пути его реализации. В том, что чуда не
произошло, виноваты не те, кто искренне и жертвенно стремились к нему, а те,
кто оказались слишком земными и обычными для высокой мечты.