Кремлевские стены, стены Китая, Белого и Земляного городов в совокупности представляли собой мощную твердыню, равных которой в мире было совсем немного. Но росла численность вражеских орд и армий, совершенствовалась осадная техника, и все более ясным становилось, что даже самая укрепленная отдельно взятая крепость не сможет выдержать сосредоточенного и хорошо подготовленного штурма. Поэтому в Западной Европе в средние века стали возникать целые оборонительные системы, в которых главная крепость (цитадель) окружалась на некотором расстоянии вспомогательными укреплениями - фортами. Форты не позволяли врагу подойти вплотную к цитадели и пустить в ход стенобитные орудия, а во время приступа огонь фортов расстраивал ряды атакующих.
В России специальных фортов вокруг городов не строили. Роль вспомогательных крепостей для Москвы с успехом исполняли могучие стены монастырей, прикрывавших столицу с самых опасных направлений - с юга и юго-востока.
Крайним звеном цепи был Спасо - Андрониев монастырь, Его основание относится еще к середине XIV в.
История гласит, что московский митрополит Алексей, плывший в Константинополь, был застигнут бурей. В память о своем спасении он и повелел основать в Москве монастырь. Небольшой ручеек, протекавший под его стенами был назван Золотым Рожком (Константинополь лежал на берегах залива Золотой Рог). Древний собор Андрониева монастыря расписывал великий русский иконописец Андрей Рублев, но в результате многочисленных переделок не только погибла вся рублевская живопись, но и сам собор был сильно обезображен. Лишь в 50-х годах ему был возвращен облик, близкий к первоначальному.
К югу от Андрониева монастыря в 1462 г. появился еще один монастырь, Новоспасский. Новым его назвали потому, что до этого Спасский монастырь находился в Кремле и был переведен на новое место по приказу Ивана III. Издревле эта обитель служила местом погребения бояр рода Романовых, из которых вышла впоследствии царская династия.
Сначала монастырь окружали деревянные укрепления, а в XVII в. были сооружены новые стены, приземистые, но толстые. Над всеми постройками монастыря возвышается грандиозная колокольня, построенная в XVIII в. Несмотря на большую высоту, она кажется очень тяжелой и грузной.
Еще южнее Новоспасского расположен Симонов монастырь. Пожалуй, ни один из подмосковных монастырей не имел таких могучих стен и башен. К сожалению, большую их часть разобрали в 20-х годах для строительства Дворца культуры автомобильного завода; остались лишь три башни, соединенные пряслами стены. Одновременно погибли и почти все храмы этого основанного еще в 1370 г. монастыря. Рядом с остатками стен стоит только бывшая монастырская трапезная, когда-то замечательно красивая, а ныне полуразрушенная.
Южный фронт линии укреплений образовывали три монастыря - Данилов, Донской и Новодевичий. Данилов монастырь - самый древний из сохранившихся в Москве. Его основал родоначальник династии московских князей Даниил в 1382 г.. Правда, скоро обитель запустела и была заново населена в 1560 г. Сейчас в Даниловом монастыре находится административный центр Московского патриархата.
Данилов, Симонов, Новоспасский монастыри доказали свою боевую мощь в 1591 г., при отражении очередного набега крымских татар. Тогда москвичи не пустили врага к городу, дав ему бой на южных подступах. Пушечный огонь с башен Данилова, Новоспасского, Симонова монастырей помог москвичам отразить натиск татар. Правда, в центре позиции русских войск оставался большой разрыв между Даниловым и Новодевичьим монастырями. Его пришлось прикрыть так называемым гуляй-городом - передвижной деревянной крепостью, в которой также установили пушки. А когда татары были отбиты и с позором бежали от Москвы, правитель государства Борис Годунов приказал построить на месте гуляй-города еще один монастырь-крепость, замкнув тем самым цепь укреплений и на юге Москвы.
Новый монастырь назвали Донским. Но стал он известен не столько как крепость, а как место захоронения выдающихся русских людей. В нем похоронены поэты А. П. Сумароков и М. М. Херасков, архитектор О. И. Бове, историк В. О. Ключевский, художник В. Г. Перов и многие другие выдающиеся москвичи.
На левом берегу Москвы-реки, в Лужниковской излучине, в начале XVI в. появился
Новодевичий монастырь. В 1525 г. великий князь московский Василий III взял русский
город Смоленск, который долгое время находился под властью литовцев. Основанный
в память об этом событии монастырь был назван Новодевичьим Смоленским. Он был,
кстати, единственным из монастырей-крепостей, в котором жили не мужчины, а женщины.
Но обороняли могучие стены монастырской крепости, конечно, не монахини, а специально
отряжаемые воины.