Внешний облик кварталов Москвы Промышленной чрезвычайно разнообразен.
Здесь есть и места аристократической застройки, и даже целые дворцовые комплексы,
которые могли бы украсить любой центральный район. Радиусами пролегли широкие
проспекты, фронт застройки которых сформирован из сохраненных лучших построек
100-летней давности и монументальных зданий 30 - 50-х годов. А совсем рядом
можно увидеть кварталы старых, маленьких строений. К счастью, в Москве не осталось
настоящих трущоб - десятки тысяч ветхих домишек, по качеству строительства и
уровню благоустройства под стать жилищам первых москвичей, были ликвидированы
в 20 - 60-е годы и заменены типовыми благоустроенными кварталами жилых домов,
обильно озелененными. Кое-где, однако, сохранились еще районы полутрущобной
застройки, перемежаемой пустырями.
И все же самые некрасивые из сохранившихся полутрущоб выглядят
привлекательнее, чем тесные, закопченные, унылые переулки бывших фабричных окраин
Москвы, зажатые между красно-кирпичными фабричными корпусами, рабочими казармами,
высокими заборами. На территории Москвы Промышленной предприятия (от гигантов
индустрии до мелких фабричек самого невероятного назначения) разместились не
только в мрачных старых переулках, но и за нарядными фасадами парадных магистралей,
и среди кварталов пятиэтажек. Именно в пределах Москвы Промышленной расположено
большинство известнейших московских заводов и фабрик.
Настоящими задворками Москвы выглядят полосы вдоль железнодорожных
путей, которых на территории между Садовым кольцом и Окружной дорогой особенно
много. Здесь сплошь и без всякого плана разбросаны депо, склады, пакгаузы, просто
площадки для хранения под открытым небом всякого добра. Попасть с городских
улиц на эти задворки не так-то просто - туда ведут узкие, незаметные и очень
грязные дороги. Но зато все много раз видели эту неприглядную изнанку города
из окна вагона поезда или электрички.
Обилие заводов, фабрик, складов объясняется тем, что развитие
городского хозяйства с XVIII до начала XX в. (или, территориально, от Садового
кольца до Окружной дороги) целиком определялось нуждами московской промышленности
в период становления капиталистических отношений.