В доме жили и многие представители интеллигенции -архитектор, автор здания "Известий" Г. Б. Бархин, поэт и художник Д. Д. Бурлюк (у него в 1915 г. останавливался В. В. Маяковский), писатель К. И. Чуковский, режиссер А. Я. Таиров.
В доме № 5, в меблированных комнатах летом 1863 г. остановился Ф. И. Тютчев, в 1880-х гг. жил артист М. М. Петипа, а в 1880 - 1881 гг. была на втором этаже квартира членов исполнительного комитета "Народной воли" С. В. Мартынова и В. С. Лебедева.
Дом № 8 в 1900-х гг. служил приютом семье Метнеров, из которых самым известным был композитор Николай Карлович. Он окончил Московскую консерваторию и позже сам преподавал в ней. Метнер - автор многих камерных сочинений, многочисленных романсов, выдающийся пианист, интерпретатор музыки Бетховена. Его брат - Эмилий Метнер известен был как создатель и редактор издательства символистов "Мусагет". Третий брат - Александр был скрипачом, дирижером и композитором, в течение многих лет заведовал музыкальной частью в Камерном театре. В доме Метнеров часто звучала музыка, сюда приходил их двоюродный брат А. Ф. Гедике, известный органист. Позже Метнеры переехали в дом № 12 по Малому Гнездниковскому переулку. Сейчас этот переулок почти не отличается по протяженности от Большого. Но до XVIII в. он был значительно длиннее, проходя почти до самой Большой Никитской улицы, сворачивая перед ней на Тверской бульвар. Теперь переулок начинается от Шведского тупика. Левая сторона М. Гнездниковского занята сквером и новым зданием Московского Художественного театра, на месте которого в XIX - начале XX в. был дом московского обер-полицмейстера, а потом градоначальства. В переулок выходили здания (№ 5/4) охранного отделения, которое разгромили в марте 1917 г. Ценнейшие архивы отделения были сожжены, может быть, не без участия самих полицейских, заметавших следы своей деятельности. Очевидец этих событий так описывал их: "Жгите, чтобы следа не оставалось! Рвите в клочья! - кричал народ, с криками "ура" уничтожая книги. Во дворе охранного отделения был сложен грандиозный костер из разорванных бумаг и книг. Альбомы с фотографиями политических "преступников", всякие реестры и списки разрывались в клочья и тут же сбрасывались в огонь. Толпа не позволяла никому ничего брать. Та ненависть, что жила у народа к этому учреждению, нашла себе исход в этом буйном погроме".
На противоположном углу, внутри двора, огороженного литой чугунной решеткой, стоит здание (№ 7), где находился комитет по кинематографии. Центральная двухэтажная часть его осталась, возможно, от XVIII в. В начале следующего столетия дом принадлежал сыновьям одного из братьев Орловых, возведших на престол Екатерину II, Федора Орлова.
В 1880 г. особняк перешел к московскому богачу Г. М. Лианозову и через два года был значительно переделан - изменился фасад и появились пристройки справа и слева (архитектор И. П. Херодинов). Незадолго до октября 1917 г. особняк арендовал некий Чибрарио де Годен, представитель кинофирмы "Транс-Атлантик", и с этого времени здание тесно связано с кинематографией. В 1918 г. тут находились кинофотоотдел при Наркомпросе, а затем Совкино, министерство кинематографии. В 1925 г. старый особняк был надстроен, но сохранил эклектический фасад. Наверху, вероятно, тогда же появилась фигура рабочего с молотом и катушкой кинопленки в руках.
Этот дом - одно из памятных ленинских мест. В конце 1919 г. сюда приезжал В. И. Ленин, всегда придававший большое значение развитию кино. Он посвятил киноделу "Директивы", где подчеркивал, что должны выпускаться и "увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции) и... под фирмой „из жизни народов всех стран" - картины специально пропагандистского содержания...", которые было необходимо "давать на проверку старым марксистам и литераторам..."
К старому зданию со стороны Большого Гнездниковского переулка пристроено новое (1969, архитекторы В. Уткин, Г. Уткина, О. Ловская).
Под № 9 несколько зданий, тянущихся почти до Тверской. Первые два - трех- и двухэтажное - появились в 1874 г. (архитектор А. Е. Вебер, надстроено) и в 1895 г. (архитектор С. С. Эйбушитц). Они находятся на территории, выходящей и в Большой Гнездниковский переулок (№ 8). Это владение принадлежало с 1781 г. до начала XIX в. архитектору Е. С. Назарову, участвовавшему в создании таких сооружений, как Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), церковь на Лазаревском кладбище.
Пятиэтажное здание под тем же № 9 находится уже на другом участке, где, выходя на Тверскую, стоял большой барский дом 1790 - 1795 гг. князя А. А. Прозоровского, московского генерал-губернатора, грубого солдафона и служаки, "прославившегося" ретивым преследованием Н. И. Новикова. В начале XIX в. этот дом еще принадлежал крупным дворянским фамилиям - Голицыным, Куракиным, но к середине века он переходит в другие руки, а в его роскошных залах устраиваются платные танцы, вечера, представления такого рода, о которых, например, сообщала одна из афиш: "Северный волшебник Жан Мартини будет давать большие индийские вечера под названием ДВА ЧАСА В ЗАБЛУЖДЕНИИ". С переходом к подрядчику С. М. Малкиелю (ему принадлежал и дом напротив, где теперь гастроном № 1) он полностью перестраивается - исчезает колонный портик, делается новый декор (1873, архитектор В. А. Гартман). В 1880 г. в доме строится по проекту М. Н. Чичагова театральный зал, вход в который был с Малого Гнездниковского переулка. В нем до февраля 1882 г. стал давать спектакли первый московский частный театр под руководством актрисы А. А. Бренко, который назывался Театром близ памятника Пушкину, или просто Пушкинским.
Театр этот, как и многие предприятия талантливой актрисы, но неудачливого антрепренера, просуществовал недолго. Чехов шутил, что актриса "оправдывает" свою фамилию - от немецкого глагола brennen, то есть прогорать.
В 1891 г. театральный зал переделывается под жилые квартиры. Во время тотальной перестройки Тверской бывший дворец сломали и выстроили современное жилое здание (№ 15, 1939 - 1940, архитектор А. Г. Мордвинов).
На другой стороне переулка в скромном доме № 10в в 1927 - 1939 гг. жил академик И. М. Губкин, имя которого прежде всего связано с освоением Второго Баку, обширного нефтеносного района между Волгой и Уралом. Губкин разрабатывал учение о генезисе и условиях формирования нефтяных месторождений. Он сыграл большую роль в организации высшего геологического образования в СССР.