Название переулок получил по университетским типографии, где печаталась, и лавке, в которой продавалась газета "Московские ведомости", бывшая многие годы единственной в Москве. Старое его название - Строгановский - обязано самому видному владельцу - барону Строганову, имевшему дворец, стоявший на углу переулка и Тверской улицы.
Строгановский дворец был одним из выдающихся сооружений Москвы первой половины XVIII в. - его фасад и план были выбраны М. Ф. Казаковым для альбома лучших частных московских строений. Его снесли при реконструкции Тверской улицы в 1930-х гг. и примерно на его месте уже после войны выстроили монументальное жилое здание (№ 9) по проекту архитектора А. Ф. Жукова (1949 г.). Гранит, которым отделан цоколь здания, предназначался для памятника гитлеровской армии в ознаменование победы над СССР.
По первоначальному проекту это здание должно было продолжаться и по переулку, но его не закончили, и до недавнего времени с Газетного переулка далеко был виден слепой брандмауэр дома. Теперь же здесь стоит первенец современной архитектуры в Москве - здание офиса и кафе компании "Макдональдс", удачно вписавшееся сюда, его гладкие поверхности полированного стекла отражают соседние здания, как бы растворяя жесткие современные формы нового строения в привычной дробной отделке московской застройки (авторы Ю. П. Григорьев, А. Р. Воронцов и другие).
В Газетном переулке есть два архитектурных памятника. Один из них здание Успенской церкви, к названию которой прибавлялось "что на Успенском вражке". Церковь здесь существовала, по крайней мере, с XVI в. Каменное здание ее было выстроено в 1647 г., но в 1857 - 1860 гг. оно было заново построено архитектором А. С. Никитиным на средства купца С. А. Живаго. В 1924 г. церковь закрыли и отдали под архивное хранилище - там до 1977 г. находились фонды московского исторического архива; после архива в церкви открыли междугороднюю телефонную станцию.
Рядом расположен один из тех архитектурных памятников, которые реставраторы недавно освободили от убогих непритязательных одежд.
Двор, где стоят каменные палаты (№ 9), был продан в 1724 г. вдовой крестового дьяка Анной Андреевой князю Одоевскому за 200 рублей, а через четыре года князь продал двор "с каменным и деревянным строением" Даниле Янькову уже за 400 рублей, и можно предположить, что в это время палаты были подвергнуты какой-то перестройке князем Иваном Васильевичем Одоевским. Однако существующий дом, возможно, был выстроен именно Д. И. Яньковым в промежуток между 1728 и 1737 г., когда он был назначен гофинтендантом и переехал в Петербург.
В 1762 г. его сын, прокурор Главной провиантской канцелярии Александр Данилович Яньков, отдавал дом внаем, и в объявлении, помещенном им в газете "Московские ведомости", было подробно перечислено, что находилось у него в доме. Все покои были "обиты разными обоями", в комнатах на втором этаже стояли стулья из орехового дерева, покрытые золоченой кожей и штофом, несколько круглых столов красного дерева, лаковые ломберные столики, на стенах висели большие зеркала. На усадьбе были две конюшни, две людских избы, погреба с напогребицами, каменная кухня.
О семье Яньковых повествуется в "Рассказах бабушки", изданных в прошлом веке: "Александр Данилович жил очень хорошо и открыто; когда он женился, у него была золотая карета, обитая внутри красным рытым бархатом, и вороной цуг лошадей в шорах с перьями: а назади, на запятках, букет. Так называли трех людей, которые становились сзади; лакей выездной в ливрее: по цветам герба, напудренный, с пучком и в треугольной шляпе; гайдук высокого роста, в красной одежде, и арап в куртке и шароварах ливрейных цветов, опоясанный турецкою шалью и с белою чалмой на голове. Кроме того, пред каретой бежали два скорохода, тоже в ливреях и в высоких шапках... У Александра Даниловича, сказывала мне его дочь, было три цуга: вороной крупный, вороной английский кургузый, гнедой, четверня серая; четыре лошади кургузые верховые да разных еще лошадей с четыре. И это не казалось в ту пору, что много. Людей в домах держали тогда премножество..."
За многие годы дом Яньковых потерял свою декоративную обработку - наличники, колонки, прочие украшения были срублены и стены сплошь покрытый штукатуркой. Только недавно реставраторы раскрыли этот незаурядный и редкий для Москвы памятник архитектуры первой половины XVIII в., о котором напечатана содержательная статья в сборнике "Русская усадьба".
На красной линии переулка стоят два усадебных флигеля, выстроенные в 1810 г. (левый надстроен в 1899 г.). В 1920-х гг. здесь жил известный психолог Г. И. Челпанов.
В соседнем доме № 7, построенном в 1870 г., до большевистского переворота помещались меблированные комнаты. Здесь останавливался известный трагик, игравший главным образом в провинции, М. Т. Иванов-Козельский. В 1900 - 1901 гг. жил композитор Н. К. Метнер.
Дома № 3 и 5 составляли одно владение. В конце XVIII в. оно принадлежало князю А. М. Голицыну. В центре обширного участка тогда стоял большой трехэтажный дворец, вошедший в "Альбомы партикулярных (т. е. частных. - Авт.) строений", составленные архитектором Матвеем Казаковым. На бывшей усадьбе в конце XIX в. были выстроены доходные дома. В одном из них (№ 3, 1875 г., архитектор А. О. Вивьен) в 1905 г. находилось Московское отделение социал-демократической газеты "Начало", и тогда же здесь собиралась кавказская боевая дружина.
Здесь же были квартиры музыковеда А. К. Метнера, певицы М. А. Дейши-Сионицкой и артиста М. А. Чехова. В 1920-х гг. в этом доме находилось литературное общество "Никитинские субботники".
Артистами известен и дом № 1а, выстроенный в 1933 г. кооперативом 2-го МХАТа, называвшимся "Сверчок", в память нашумевшей постановки по роману Ч. Диккенса "Сверчок на печи". Здесь в разное время жили К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Н. П. Баталов, С. Г. Бирман, М. Н. Кедров, А. М. и С. М. Мессерер, А. В. Свешников, М. М. Тарханов, И. Я. Судаков, А. О. Степанова, А. К. Тарасова.
Рядом, во дворе - один из интересных и, надо сказать, малоизвестных архитектурных московских памятников (№ 2/12). Это дворец князя Меншикова, но не друга и сподвижника царя Петра, а его внука Сергея Александровича, построенный им в 1776 - 1777 гг. Если бы не уродливый ящик дома, выстроенного по линии Большой Никитской улицы (1925 г., архитектор А. М. Гуржиенко) и полностью загородившего вид на дом, то она обогатилась бы великолепным классическим ансамблем. Ведь при постройках перед дворцом испортили композицию полукруглого парадного двора, образованного двумя флигелями. Фасад главного дома также претерпевал изменения, но сохранил свои благородные черты.
В 1757 г. здесь, на участке генерала Ф. В. Наумова (он владел этим участком еще в 1738 г.) стояли каменные палаты с архаичной уступчатой системой плана, которые частично вошли в цокольный этаж современного здания. Дочь Наумова, княгиня А. Ф. Белосельская-Белозерская, продала всю усадьбу в 1774 г. князю С. А. Меншикову, который и стал строить через два года представительный дворец.
Его задний фасад сохранил убранство первоначального здания - руст, наличники, накладные доски. Вероятно, в конце XVIII в. дом был несколько переделан, а современный его фасад - результат еще одной переделки, происшедшей в послепожарное время, когда формы его укрупнились, каннелированные изящные ионические пилястры уступили место более отчетливым формам коринфских полуколонн, поставленных на аркаду. Возможно, что эти переделки были произведены новым владельцем, приобретшим дом в 1809 г. - графом Аркадием Ивановичем Морковым.