На месте дома № 15, построенного в 1964 г., стояло небольшое строение, принадлежавшее в конце 1850-х гг. дяде писателя Н. С. Лескова. Возможно, что сам Лесков бывал в нем. В мае 1914 г. в доме приютился небольшой музей городского хозяйства Москвы под руководством молодого тогда П. В. Сытина. Современный жилой дом на этом месте выстроен для партийно-советской элиты в 1964 г. (архитектор М. Н. Круглов).
Мы подошли к пересечению Леонтьевского переулка с Елисеевским и Шведским тупиком. Название последнего происходит от подворья, принадлежавшего Швеции, которое находилось как раз на месте этого тупика. В силу договора 1617 г., определившего отношения между Россией и Швецией на сто лет, до Северной войны 1700 - 1721 гг., шведским купцам предоставлялось право "в городех на Москве, во Пскове торговые дворы имети", и вот в 1618 г. здесь было "взято по государеву указу под свейский (т. е. шведский. - Авт.) купетцкий двор у Николы в Гнезниках место пустое гостиной сотни Истоминское мылника поперег по улице 20 сажень с полусаженью". Позднее "свейский" двор стал называться более пышно: "посольский дом Его Королевского Величества шведского и норвежского короля". В 1874 г. земля этого подворья была обменена на землю, принадлежавшую Российскому государству в Стокгольме, где находились "магазины, дарованные Королевским правительством, на основании древних трактатов, под склады товаров, приезжавших в Швецию Русских торговцев". В 1892 г. здесь заложено здание городского училища (проект Д. Н. Чичагова). Оно называлось капцовским - по фамилии купца А. С. Капцова, пожертвовавшего 190 тысяч рублей в память своего отца на его постройку, и совсем не походило на современное здание школы - было причудливым, с огромными декоративными, несколько утрированными фронтонами и двухцветной раскраской. Автор его, памятуя о месте постройки, старался придерживаться образцов скандинавской архитектуры времени ее расцвета, так называемого "стиля Христина IV", ярко воплотившегося в архитектуре датского замка Розенборг и в особенности торговой биржи в Копенгагене с характерной раскраской в два цвета - кирпича и белого камня - и с несколькими высокими фигурными фронтонами.
В 1952 г. бывшее училище увеличилось на два этажа и приобрело новый фасад. Позади него сохранилось здание женского училища имени К. В. Капцовой архитектора М.К. Геппенера (1897 г.) в характерном для него обработке фасада кирпичом белого и красного цветов.
В доме № 21 помещались редакции двух журналов: в 1880 - 1890-х гг. - "Русской мысли", где печатались Н. Г. Чернышевский, Н. В. Шелтунов, В. О. Ключевский, и в конце 1870-х - начале 1880-х гг. - юмористического "Будильника", в котором начинал А. П. Чехов. Он печатался там часто - в журнале были опубликованы восемнадцать его рассказов, но получал он за них ничтожные гонорары. "Бывало, я хаживал в „Будильник" за трехрублевый раз по десяти", - вспоминал он в письме к Н. А. Лейкину.
Здесь в 1882 г. случилось необыкновенное событие - первая трансляция из Большого театра, которая происходила в 1882 г. Газета "Московский листок" сообщала, что общество спасения на водах решило улучшить свое шаткое финансовое положение тем, что установило несколько платных телефонных наушников на квартире одного из своих членов в Леонтьевском переулке, а в Большом театре - два микрофона: "Открывая станцию в Москве, подобно тому, как это сделано в Париже и Петербурге, Общество имело в виду познакомить публику с замечательным открытием нашего времени, а именно: с возможностью по проволокам, при помощи электричества и соответствующих аппаратов, слышать на расстоянии музыку, пение и разговор почти с одинаковой отчетливостью, как на месте их происхождения". Плата за прослушивание была установлена рубль за 10 минут. Первой транслировалась опера Верди "Риголетто", потом "Фауст", "Ромео и Джульетта", "Демон", "Жизнь за царя". Новинка имела успех, скопление экипажей слушателей было таким большим, что полиции пришлось устанавливать порядок в переулке. Всего тогда сделали 12 трансляций, но в дальнейшем они уже не повторялись - качество все-таки было далеко от идеала.
В доме была квартира артиста Художественного театра А. Л. Вишневского, товарища Чехова по таганрогской гимназии, а в 1920 - 1930-х гг. жил драматург Б. С. Ромашов. С 1892 до 1908 г. в доме № 21 жила артистка Г. Н. Федотова.
Ранее, в 1885 - 1888 гг., она снимала квартиру рядом - в доме № 25, построенном после пожара 1812 г. Здесь же в 1856 г. жил декабрист И. Н. Горсткин, а в 1870-х гг. - архитектор, исследователь московской старины А. А. Мартынов. В 1923 г. это адрес писателя Бориса Пильняка. В послеопожарное время был построен и соседний дом (№ 23), принадлежавший причту соседней Никольской, "в Гнездниках", церкви.
Вернемся к началу Леонтьевского переулка. В маловыразительном пятиэтажном здании (№ 2а) в 1887 - 1892 гг. жил артист А. И. Южин. Здесь же жила вдова московского нотариуса П. Д. Перевощикова вместе с молодой дочерью Марией, которая под псевдонимом Лилина стала известной актрисой Художественного театра. Она выступала в спектакле "Коварство и любовь" в роли Луизы, а Фердинанда играл Станиславский. "Оказывается, - вспоминал Станиславский, - мы были влюблены друг в друга и не знали этого. Но нам сказали об этом из публики. Мы слишком естественно целовались, и наш секрет открылся со сцены". В этом доме Константин Станиславский сделал ей предложение.
Два нижних этажа дома сохранились с XVIII в. - он тогда был хозяйственным строением усадьбы князей Мещерских. Ее главный дом (№ 4), стоящий торцом к переулку - характерная черта постановки жилых зданий в старой Москве, - появился здесь в первой половине XVIII в., возможно в то время, когда участок принадлежал полковнику князю Г. С. Мещерскому. Внешний вид этого дома, однако, относится уже к ампирным временам, к восстановлению его после пожара 1812 г., после приобретения усадьбы у князя А. Н. Долгорукова в 1817 г. женой капитана лейб-гвардии Семеновского полка Екатериной Волковой.
До конца 1840-х гг. в этой усадьбе, принадлежавшей Волковым (известны письма одной из представительниц этой семьи о России начала XIX в., опубликованные в журнале "Вестник Европы"), жил артист Малого театра И. В. Самарин - его отец был крепостным Волковых. Напротив барского дома находился, как часто бывало у богатых домовладельцев, хозяйственный участок. По воспоминаниям князя В. М. Голицына, "...в самом элегантном центре Москвы.., расположен был обширный пустырь... На этом пустыре разбит был огород с грядками капусты, моркови, и прочих овощей, и огород этот возделывался многочисленной прислугой домовладельца как для себя, так и для продажи".
Хозяйкой дома в 1858 г. становится графиня А. Ф. Закревская, жена московского генерал-губернатора Арсения Закревского, грубого солдафона, призванного Николаем 1 "подтянуть" после предыдущего губернатора "распустившуюся Москву":
Князь Щербатов ускакал, И ракетою конгревскою На уснувший город пал Пресловутый граф Закревский.
С 1848 г., в продолжение II лет Закревский, не считаясь ни с какими законами, самоуправно вершил дела в Москве - о его "подвигах" неоднократно с возмущением и сарказмом писал Герцен.
С 1880-х гг. и до 1917 г. дом-дворец принадлежал богатым меховщикам Сорокоумовским. В советское время особняк был отведен под Московский коммунальный музей, который даже занял уже часть его, но в конце концов отдан под дом работников просвещения (позже здесь находилась редакция "Учительской газеты"). Дом этот привлекает внимание протяженной колоннадой портика, обращенной во двор, - она состоит из 12 дорических колонн, сгруппированных попарно, за которыми расположена глубокая лоджия. Несмотря на протяженность портика, он изящен и представителен. Ограда особняка относится уже к XIX в.