Далее в небольшом углублении здание столовой мэрии, возведенное по проекту А. Аркина и Г. Петровой. По красной линии переулка - рядовое здание середины прошлого века, первый этаж его был выстроен до 1858 г., когда дом впервые был показан на плане, а второй - в 1867 г. Между Вознесенским и Леонтьевскими переулками сохранился Хлыновский тупик. Первоначально обычный проезжий переулок, он был, как сообщала Московская полицмейстерская канцелярия в 1758 г., "загорожен генералом моэором Николаем Михайловичем Леонтьевым и ныне оный переулок проезду уже не имеет". Название его напоминает о церкви св. Николая, которая называлась "что в Хлынове". По распространенному мненик), такое название обязано тому, что в церкви некоторое время (с 1552 по 1556 г.) находился образ Николы Великорецкого, принесенный из города Хлынова, как называлась ранее Вятка. Но, однако, местность "Хлыново" упоминается в нескольких документах более раннего времени - в описи земель XIV в., пожертвованных Новинскому монастырю вдовой князя Владимира Храброго. Эта местность упоминается в сообщении летописи о том, что в 1514 г. великий князь Василий III "церковь камену заложил Благовещение святой богородицы за Неглиною на Старом Хлынове", освященную через два года. Есть также известие о том что в XVI в. здесь находился Введенский монастырь, упраздненный после Смутного времени. После упразднения монастыря осталась Введенская церковь, ставшая приходской, которая имела два придела - Знаменский и Никольский, по которому и была, в основном, известна. Ее здание, стоявшее до 1936 г. на месте школы, было построено в 1773 - 1775 гг.
Леонтьевский переулок был назван улицей Станиславского в 1938 г., в год 75-летия реформатора театрального искусства, так как он жил здесь в особняке, который был предоставлен ему советским правительством. Старомосковское название было обязано, как обычно, фамилии одного из домовладельцев - бригадира М. И. Леонтьева, владельца участка 10 - 12. В XVIII в. переулок назывался Шереметевским, по фамилии стольника В. П. Шереметева.
Леонтьевский переулок в старой Москве наряду с Сухаревкой был средоточием антикварной торговли - тогда славились магазины А. Н Ерыкалова в нижнем этаже дома №11(о нем рассказывает бытописатель Москвы и собиратель московского фольклора Е. Иванов в книге "Меткое московское слово"), магазины "Старина и Редкость" в доме № 26, "Луксор" - № 16, "Старинные монеты и вещи" - № 2, книжный магазин А. М. Старицына - № 3.
Сейчас левую сторону Леонтьевского переулка начинает здание ИТАР-ТАСС (1976 г., архитектор В. С. Егерев и другие), выстроенное на месте невзрачного двухэтажного дома, описанного К. Г. Паустовским, который там пережил тревожные дни Октябрьского переворота 1917 г. Здание ТАСС, по замыслу его создателей, должно было быть значительно выше, но всесильный правитель Москвы, в недавние времена глава ее коммунистического комитета Гришин распорядился здание укоротить. Трудно сказать, насколько это испортило предполагаемое строение, но надо сказать, что в этом случае правитель был, вероятно, прав, ибо это и так громоздкое здание с преувеличенно большими проемами окон, с гипертрофированными деталями входа никак не гармонирует с окружением на Бульварном кольце и Большой Никитской улице.
По левой стороне Леонтьевского переулке находится несколько зданий (№5 и 7) с фасадами в псевдорусском стиле. Здесь торцом к переулку стояли двухэтажные каменные палаты сподвижника Петра 1, стольника Автонома Головина. В 1871 г. этот участок приобрел Анатолий Мамонтов, брат известного в истории русского искусства С. И. Мамонтова. Новый владелец основал типографию и издательство, в котором впервые появились детские книжки с рисунками Серова, Поленова, А. Васнецова, Малютина. Проект здания для типографии Мамонтов заказал одному из ведущих архитекторов того времени, строившему в "русском" стиле, В. А. Гартману.
В 1902 г. большой участок был поделен на две части. Под № 5 находилась типография, а дом № 7 перешел к меценату и любителю русского народного искусства Сергею Тимофеевичу Морозову, который, по проекту С. У. Соловьева, перестроил в 1902 - 1903 гг. старые палаты и подарил их Кустарному музею. Этот музей был основан в Москве в 1885 г. и помещался сначала на Знаменке (№ 8), а потом в здании у Никитских ворот (Б. Никитская, 23). Кустарный музей был не только собирателем, хранителем и популяризатором изделий народных промыслов, но и их продавцом. к основному зданию в 1911 г. было пристроено помещение для магазина по проекту А. Э. Эрихсона и В. Н. Башкирова. Вход в него отмечен крыльцом с колонками-бочками. Четырехскатная крыша крыльца увенчана резным флюгером с изображением игрушки - прославленных богородских "кузнецов", а вестибюль украшен керамическим камином, сделанным по эскизу М. А. Врубеля. Сейчас здесь Музей народного искусства.
В 1874 - 1884 гг. во дворе дома Мамонтова во флигеле жила известная актриса Малого театра Г. Н. Федотова, которую посетил И. С. Тургенев в свой приезд в Москву в 1879 г.
Дом № 9 был построен московским городским головой, представителем старой московской купеческой семьи Алексеевых, основатель которой вышел из крестьян Ярославской губернии. Записавшись в московское купечество еще в 1746 г., Алексеевы занялись хлопковым и шерстяным делом, им принадлежала и золотоканительная фабрика, позднее ставшая кабельным заводом "Электропровод", который существует и сейчас.
Купцы Алексеевы занимались, однако, не только торговыми да промышленными делами - многие оставили свои имена в истории русского искусства и общественной деятельности. Здесь не приходится много говорить о Константине Алексееве - знаменитом Станиславском, и его братьях и сестрах, которые были актерами, режиссерами, музыкантами. Двое Алексеевых стояли во главе московского общественного управления - были городскими головами. Одному из них, Николаю Александровичу Алексееву, и принадлежал этот дом, построенный в начале 1880-х гг. архитектором Д. Н. Чичаговым.
Н. А. Алексеев был, возможно, самым популярным городским головой Москвы. Человек умный, деловой, он обладал большим организаторским талантом. При нем началось энергичное развитие московского городского хозяйства. Алексеев руководил работами по сооружению нового Мытищинского водопровода, устройству канализации. Он сумел привлечь частные пожертвования для строительства множества городских учреждений. Только за счет них, не истратив ни копейки из скудных городских средств, Алексеев сумел построить и оборудовать более десяти больниц.
При нем Москва обстроилась на диво:
Возник бульваров новый ряд,
Водопровод, пассажи высятся красиво,
Главу подъяла Дума горделиво
И залил улицу асфальт, -
писали о нем в то время.
Н. А. Алексеев был выбран на пост городского головы в 1885 г., а 14 марта 1893 г. убит в своем кабинете в здании думы пробравшимся туда сумасшедшим.
Далее по переулку рядом с домом Алексеева стоят два почти одинаковых четырехэтажных дома (№ 11 и 13). Они надстроены на два этажа (нижние этажи появились после 1812 г.), и оба были украшены колонными или пилястровыми портиками. Эти дома расположены на большом участке, принадлежавшем в XVIII в. предку Л. Н. Толстого князю П. И. Горчакову. Дом №13 - одно из лермонтовских мест. Сюда Лермонтов часто приходил в 1837 г., будучи в Москве проездом на Кавказ. Дом принадлежал родителям его товарища по петербургской школе юнкеров Николая Мартынова, будущего противника на роковой дуэли, который провел здесь последние годы своей жизни (он умер в 1875 г. 60 лет). По воспоминаниям, "Мартынов-отец как нельзя лучше оправдывал данную ему молодежью кличку „Статуя Командора". Каким-то холодом веяло от всей его фигуры, беловолосый, с неподвижным лицом, суровым взглядом..." В 1850-х гг. в этом доме жили декабрист 3. Г. Чернышев и строитель московского водопровода, известный инженер А. И. Дельвиг, в 1880-х гг. - скрипач, профессор Московской консерватории И. В. Гржимали, в 1930 - 1950-х гг. - историк В. И. Авдиев, а кроме них литературовед Ю. А. Веселовский, артистка Е. А. Лавровская, медик Н. Ф. Голубов.