С именами известных писателей связан и соседний участок под № 9. Внутри него стоят два трехэтажных корпуса, построенных в 1895 г. (архитектор И. А. Иванов-Шиц), а по красной линии Вознесенского переулка расположены два здания - трехэтажное слева и двухэтажное справа с мемориальной доской на нем. Эти здания находились в усадьбе князя П. А. Вяземского, известного поэта и писателя, друга А. С. Пушкина. В мае 1821 г., по рассказу А. Я. Булгакова, хорошо осведомленного обо всех московских новостях, управитель Вяземского "сделал ему славный сюрприз. Ничего не говоря, из epargnes (сэкономленных, сбереженных) доходов купил место в Чернышевском переулке и выстроил князю славный дом, каменный, тысяч в 40". Это и есть левый дом на участке - тогда он был двухэтажным, а третий этаж появился в 1895 г. Участок, приобретенный управителем, был очень мал - "не более твоего кабинета", как выразился тот же Булгаков в письме к брату в Петербург. В 1826 г. Вяземский прикупает соседний, значительно больший участок, где между 1827 и 1829 гг. строит небольшое Двухэтажное здание - нынешнее правое. Вяземский часто сдавал дома на своем участке - так, в 1829 г. здесь жила семья Д. Н. Свербеева, в 1830 - 1833 гг. великобританский подданный Вильям Кей, в 1834 г. "корифейка Императорского Московского театра" Прасковья Летавкина.
П. А. Вяземский в течение многих лет находился в центре московской литературной жизни, активно участвовал в издании одного из лучших журналов того времени - "Московского телеграфа", хорошо знал всех крупных представителей искусства и литературы. В его доме бывал А. С. Грибоедов, читавший здесь "Горе от ума". Хозяин дома и Грибоедов вместе написали для артистки Львовой-Синецкой водевиль "Кто брат, кто сестра", впервые поставленный в январе 1824 г.
Первые посещения Пушкиным дома Вяземского - он, напоминаю, составляет нижние два этажа левого здания на этом участке - относятся к осени 1826 г. Тогда А. С. Пушкина в сопровождении фельдъегеря привезли в Москву из михайловской ссылки, и одним из первых, кого поэт посетил, был его давний друг Вяземский. В этом доме состоялось чтение трагедии "Борис Годунов" - в письме от 29 сентября Вяземский писал: "Сегодня читает он ее у меня Блудову, Дмитриеву". В правом здании А. С. Пушкин, возможно, останавливался в свой приезд из Петербурга в Москву в августе 1830 г. Он прожил здесь до начала сентября, уехав отсюда в Болдино. П. А. Вяземский продал этот участок в 1845 г., когда покинул Москву и переехал в Петербург, добившись назначения на государственную службу.
Этот же участок связан и с жизнью Ф. И. Шаляпина. Дочь его вспоминала: "Мы жили в Чернышевском переулке, в доме, что напротив англиканской церкви. По рассказам матери знаю, что здесь я родилась, и что почти накануне моего рождения - 8 февраля, в день именин отца, собрались гости: С. В. Рахманинов, В. А. Серов, К. А. Коровин, В. О. Ключевский и др." В 1920-х гг. здесь жил психолог и философ Г. И. Челланов.
Здание церкви, о которой пишет дочь Шаляпина, действительно находится напротив - краснокирпичное сооружение, единственное в Москве в стиле поздней английской псевдоготики. Многие английские путешественники, посещавшие наш город, писали о странном впечатлении, которое производила на них эта церковь - они как будто попадали не в Москву, а в обычный провинциальный английский городок, так характерна для него была церковь св. Андрея, построенная здесь в 1882 г.
До пожара 1812 г. англичане пользовались реформатской церковью в Немецкой слободе; после того, как она сгорела, они решили открыть собственную церковь, наняв для нее в 1825 г. дом Прозоровского на Тверской (на месте современного дома № 15), а в 1828 г. купили отдельный участок здесь, в Большом Чернышевском переулке. На нем у гвардии прапорщика Наумова стоял большой старинный каменный дом, построенный, вероятно, предыдущими владельцами Колычевыми.
Постепенно помещение церкви или, как она официально называлась, "британской часовни", перестало вмещать всех прихожан, членов разросшейся колонии. Было решено строить на пожертвования новое обширное здание, проект которого был заказан английскому архитектору Ричарду Фримену, известному в Ливерпуле своими проектами школ, частных домов и церквей.
Здание церкви строилось в 1882 - 1884 гг., вероятно, под непосредственным руководством московского архитектора Б. В. Фрейденберга. Официальная церемония освящения происходила 13 января 1885 г. во имя св. апостола Андрея, первосвятителя Шотландии, что было вполне естественным - ведь подавляющее большинство британской колонии в Москве составляли шотландцы. В 1894 г. рядом с входом на церковный участок Б. В Фрейденберг построил небольшое двухэтажное строение для настоятеля церкви на средства Джейн Мак-Гилл в память ее мужа, владельца чугунолитейной фабрики Роберта Мак-Гилла, о чем и повествует памятная доска на стене этого здания.
Как обычно, церковь была не только местом отправления религиозных обрядов, но и своеобразным клубом, культурным центром всей британской колонии. Там находились и библиотека, и комната для собраний, помещение для архива, и там даже хранились ценности членов колонии. Наверху башни устроили бронированную комнату-сейф, содержимое которой бесследно пропало впоследствии во время Октябрьского переворота: настоятель церкви сообщал в Лондон, что его посетили представители новых властей и увезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей. Во время боев в октябре 1917 г. войска законного правительства наступали по Большому Чернышевскому и Брюсовому переулкам по направлению к Моссовету. Большевики поставили пулемет на самом высоком здании - колокольне церкви св. Андрея, пытаясь помешать их продвижению, но были выбиты оттуда 29 октября 1917 г.
В советское время церковь, конечно, закрыли, и только недавно - 14 июля 1991 г. - в ней возобновились религиозные службы. Последнее время в ней находилась фирма "Мелодия", занимающаяся записью и выпуском грампластинок - акустика церковного зала была оценена по достоинству, в нем записывались все ведущие музыканты.
Соседом Колычевского был участок Сумароковых (№ 6). По переписи московских дворов 1716 г. им владел "стряпчий с ключом" Панкратий Сумароков, дед известного драматурга. Уже в 1760-х гг. в центре участка стоял нынешний каменный дом. Он был приобретен в ноябре 1808 г. Екатериной Энгельгардт, женой генерал-майора Льва Энгельгардта, сподвижника Потемкина, Румянцева-Задунайского и Суворова. На дочери Энгельгардта Анастасии женился Е. А. Баратынский. Венчание происходило 6 июня 1826 г. в церкви Харитония, в приходе которой он жил тогда. Молодые вскоре переехали в нанятую квартиру в доме Малова (№ 14) в Столешниковом переулке, но позднее они жили здесь, в Большом Чернышевском переулке.
В 1836 г. Баратынские переезжают в купленную ими усадьбу на Спиридоновке, но дом в Большом Чернышевском переулке не перестает быть связанным с известными деятелями культуры. В нем поселяется брат поэта и философа Н. В. Станкевича, биограф Т. Н. Грановского, писатель и общественный деятель Александр Станкевич. (Его фамилией "по ошибке" был назван в 1922 г. Большой Чернышевский переулок - московские власти думали, что они называют его в честь Николая Станкевича, прогрессивного литератора, главы литературного кружка),
Известный философ и историк, друг дома Б. Н. Чичерин, часто бывавший в этом доме, вспоминал, что при его содействии у Станкевича составилась небольшая, но хорошая картинная галерея, где были произведения Гвидо Рени, Гверчино, Беллини, голландских мастеров. Здесь собирался интеллектуальный кружок, в который входили Н. X. Кетчер, С. М. Соловьев, И. К. Бабст, И. Е. Забелин, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин. Как писал Чичерин, "собирался избранный кружок людей более или менее одинакового направления, обменивались мыслями, толковали обо всех вопросах дня... Мы с одинаковыми чувствами приветствовали новую эру и вместе сокрушались о последующем упадке литературы и общества. Одинаково нас возмущала и холуйствующая наглость Каткова и легкомысленный задор социал-демократов".