Идея монумента - ровесница идеи храма. Тот и другой, по сути, отвечают одним и тем же задачам - напоминания и прославления. Однако если первые идолы языческих богов появились еще во времена первобытной дикости, то должны были пройти века, прежде чем уровень развития цивилизации, зрелость духовной и материальной культуры, накопление государственных и гражданственных идей позволили человеческому сознанию представить образы конкретных людей и событий как парадигму вечного.
Слово "монумент" происходит от латинского "монео", одно из значений которого - "напоминать", "обращать внимание". Зарождение различных форм монументов светского характера (обелиск, колонна, триумфальная арка, башня, статуя, конный памятник) обычно связывают с римской античностью, хотя некоторые из них (в частности - обелиски) существовали и в Древнем Египте; к началу II тысячелетия до н. э. ученые относят возникновение сказаний о Вавилонской башне. Античная типология сохранилась до наших дней.
В XVIII веке крупный масштаб перестал быть обязательным признаком мемориального сооружения и появилось разделение понятий "монумент" и "памятник", когда последний воспринимается как носитель более конкретного событийного и образного содержания, образа, масштабно соразмерного и эмоционально близкого человеку, первый же - как грандиозное символическое воплощение некой вечной идеи или вневременного образа.
В конце прошлого века процесс развития типологии мемориальных сооружений дал два новых направления: с одной стороны, складывается форма мемориального комплекса, сочетающего в себе элементы архитектуры и разных видов изобразительного искусства, с другой - получают распространение "малые" формы - памятные знаки, представляющие собой как бы уменьшенные в размерах монументы символического характера (стелы, обелиски), и мемориальные доски, предшественниками которых были древнеримские настенные памятные надписи.
Средневековье считало невозможным увековечение определенного героя или отвлеченного образа, лежащего вне сакральной сферы. Оно отказалось от мемориальных форм, выработанных античностью, но духовная традиция увековечения памяти продолжала жить, и появилось обыкновение возводить храмы и часовни в память выдающихся личностей и замечательных дат. Высшей честью, которой мог удостоиться смертный, было погребение в стенах собора - в сакральной зоне, максимально приближенной к Богу на земле.
На Руси такая форма "памятника" была единственной вплоть до второй половины XVIII века; даже в XV-XVII веках, когда в Европе мастера Ренессанса и барокко возродили и развили античную концепцию скульптурного монумента, православная церковь отвергала идею круглой скульптуры, как принадлежность "латинства".
Начало XVI столетия - один из важнейших периодов в русской истории - время
окончательного освобождения от ордынского ига, завершения объединения русских
земель вокруг Москвы и формирования централизованного государства. Период национального
подъема всегда бывает отмечен возрождением культуры, и в первой половине XVI
века оно нашло выражение в ряде великолепных архитектурных сооружений, "зрение
[которых] великому удивлению достойно".