В 1960-е годы в Москве появилось много мемориальных Досок, в основном относящихся к наиболее распространенной классической типологии - доска с барельефным портретным изображением. Однако в отличие от предшествующего периода, эта типология получила развитие в целом ряде композиционных вариантов и разнообразных художественных решений. Среди них выделяется, во-первых, традиционный тип доски из камня с накладным бронзовым барельефом (С. В. Рахманинову, 1966, скульптор Н. И. Нисс-Гольдман, архитектор В. С. Ушаков; М. И. Певзнеру, 1960, скульптор П. Е. Шапиро); во-вторых, тип доски с барельефным портретом и надписью, выполненными в одном материале (А. Ф. Гедике, 1962, скульптор И. И. Антипов; С.П.Королеву, 1967, скульптор А.П. Файдыш, архитектор А. А. Заварзин; В. А. Тропинину, 1969, скульптор Н. Н. Шмидт, архитектор Б. X. Измайлов; Денису Давыдову, 1962, архитектор А. Н. Котырев; М. Ю. Лермонтову, 1964, архитектор А. Н. Котырев; И. Е. Репину, 1969, скульптор С. Я. Ковнер, архитектор И. А. Покровский), в сочетании различных материалов (Е. В. Гельцер, 1964, мрамор, гранит, скульптор А. В. Пекарев, архитектор Г. П. Луцкий; В. Л. Дурову, 1965, мозаика из цветного мрамора, художники В. А. Титов и Ю. П. Цыганов) и в сочетании разных материалов и форм (В. И. Эдельштейну, 1966, скульпторы А. В. Васнецов, И. И. Васнецова - доска с барельефной полуфигурой, наложенной непосредственно на стену, и надписью, выполненной на отдельном "свитке"; Ф. А. Цандеру, 1964, скульпторы В. В. Лазарев и Ю. Г. Нерода, архитектор М. П. Бубнов - доска, представляющая собой композиционное сочетание гранитного квадрата и металлического треугольника, несущих соответственно барельефный портрет и надпись); в-третьих, тип доски-"стелы" с барельефной полуфигурой (П. Н. Лебедеву, 1967, скульптор В. В. Герасимов, архитектор В. А. Орбачевский; О. Ю. Шмидту, 1968, скульптор И. В. Маркелова, архитектор А. П. Семенов; И. С. Тургеневу, 1962, скульптор Б. П. Барков, архитектор Ю. Н. Соколов; Николаю Островскому, скульптор С. Т. Коненков); и иные композиционные варианты: с барельефом в медальоне (В. С. Немчинову, 1969, скульптор Г. А. Огнев, архитектор В. А. Демин) и в нише (А. Н. Радищеву, 1962, скульптор Г. Г. Сорокин); со врезанным или прорезным изображением (М. Н. Тухачевскому, 1964, скульптор С. Я. Ковнер, архитектор А. П. Семенов; В. А. Кистяковскому, 1967, архитектор Р. А. Бегунц; В. Э. Мейерхольду, 1968, скульптор Н. Б. Никогосян); доска, в которой самостоятельную композиционную роль играют руки портретируемого - важнейший элемент портретного изображения (С. Я. Маршаку, 1960, скульптор Ю. Л. Чернов, архитектор Ю. Е. Гальперин; А. Н. Северцову, 1969, скульптор В. В. Герасимов, архитектор В. А. Орбачевский); доска фигурной формы (Ю. Н. Рериху, 1961, скульптор А. И. Григорьев, архитектор Б. Д. Комаров; М. В. Нестерову, 1961, скульптор В. М. Кураев, архитектор Л. П. Шатилова); наконец, доска, в композиции которой участвуют дополнительные, символические и повествовательные изобразительные элементы (доска на месте первого здания Московского университета, с портретом Ломоносова и изображением здания университета, 1961, скульптор А. А. Стемп-ковский, архитектор Л. И. Баталов).
Художественно разнообразились и текстовые доски - в них стали использоваться различные варианты шрифтов, различные материалы, в том числе и металл (В.Г. Белинскому, 1961; Д. Бедному, 1963, архитектор А. П. Мелихов; Н. П. Огареву, 1966, архитектор А. А. Заварзин; Андрею Рублеву, 1960; А. А. Бахрушину, 1967; М. С. Щепкину, 1967, архитектор А. Б. Гурков).
В 1968 году одна из новых улиц на юго-западе Москвы получила имя 26 Бакинских комиссаров - руководителей борьбы за советскую власть в Азербайджане, расстрелянных ночью 20 сентября 1918 года английскими интервентами. На этой улице в 1971 году установлен памятный знак, выполненный азербайджанским скульптором И. И. Зейналовым (архитектор А. Б. Самсонов) из камня, подаренного москвичам жителями района им. 26 Бакинских комиссаров города Баку.
В гранитной глыбе, вознесенной на довольно высокий квадратный в плане постамент, вырублены четыре портрета вождей Бакинской коммуны: Степана Шаумяна - чрезвычайного комиссара Советского правительства по делам Закавказья, председателя Бакинского Совета Народных Комиссаров; Мешади Азизбекова - одного из первых азербайджанских марксистов, губернского комиссара бакинского Совнаркома; Прокофия (Алеши) Джапаридзе - комиссара внутренних дел и комиссара продовольствия и Ивана Фиолетова - комиссара по делам народного хозяйства.
Скульптор создал замечательные портреты, полные драматической экспрессии, высокого героического пафоса и вместе с тем - жизненной конкретности. В художественной выразительности композиции большую роль играют фактурные контрасты тщательно проработанной поверхности лиц и грубой, бугристой основы камня. Насыщенная фактурность, дробность силуэта, подвижность "рваного" контура придают этому скромному по масштабам памятнику живописность, свойственную станковой скульптуре.
Итак, памятный знак помимо мемориальной может играть также и топографическую роль, поясняя наименование улицы, служа ее дополнительным ориентиром. Таких памятных знаков в Москве десятки.
Среди наиболее интересных в художественном отношении - памятный знак Н. П. Шмиту в Шмитовском проезде, сооруженный в 1971 году (скульпторы Г. Д. Распопов, В.И.Юдин, архитектор Г. П. Карибов). Он представляет собой архитектурную форму - куб, облицованный гранитом, на невысокой кубической же опоре. На боковых поверхностях куба накладные рельефы из кованой меди - стилизованный портрет в профиль, исполненный в жесткой геометрической манере, и доска с надписью: "Шмит Николай Павлович, студент-революционер, активный участник подготовки Декабрьского вооруженного восстания 1905 года на Пресне. 13 февраля 1907 года был зверски убит царской охранкой в Бутырской тюрьме". Элементы накладного рельефа связаны между собой стилизованным подобием задрапированного полотнища из меди, как бы перерезающего куб по горизонтали.
Декоративность в определенной
степени довлеет над изначальной идеей автора представить обобщенно-героический
образ человека, который, по словам Горького, был "рядовым солдатом непобедимой
армии тех людей, которые отдают свой ум и свое сердце на борьбу за свободу,
истину, красоту и за уважение к человеку".