Другой древнейший "памятник" - Рождественская церковь в Старом Симонове, воздвигнутая в 1509-1510 годах взамен деревянной церкви Рождества Богородицы Старого Симонова монастыря, ставшей усыпальницей легендарных героев Куликовской битвы 1380 года Александра Пересвета и Родиона Осляби3 Одноглавый четырехстолпный храм на подклете выделялся среди прочих построек благодаря своей высоте, стройной выверенности форм и пропорций, красоте силуэта.
Важным архитектурным новшеством первой половины XVI века стал каменный "шатер". Хронологически первым и, пожалуй, самым выдающимся произведением шатрового зодчества является церковь Вознесения в Коломенском (1532). Построенная, по преданию, Василием III в честь рождения долгожданного первенца - сына Ивана, будущего Ивана IV Грозного, она своими архитектурными формами как нельзя лучше отвечает символической задаче увековечения этого события - торжественного и радостного.
Композиция церкви складывается из четырех основных частей: подклета, мощного четверика с выступами, образующими крестообразное в плане пространство, восьмерика и шатра с крошечной главкой. Все элементы архитектурной декорации подчинены вертикальной направленности шатра: "стрелы" на плоскостях стен, три яруса килевидных кокошников, скрывающих переход от четверика к восьмерику, легкие кокошники в основании шатра, стройные пилястры со стилизованными коринфскими капителями.
Несомненно, создателем храма был выдающийся зодчий, хорошо знакомый с итальянской ренессансной архитектурой. Есть основания полагать, что им был Петрок Малый, приехавший из Италии в 1528 году.
Культовое назначение здания почти не выявлено в его образе (маленькая главка с крестом почти незаметна в композиции 60 - метровой башни), а окружающие храм на уровне подклета открытые галереи на аркадах, напротив, создают впечатление светского терема.
Четкая вертикаль композиции, отвечающая идее Вознесения, в сочетании с выраженными горизонталями "гульбищ" вызывает ассоциацию с огромным деревом, мощными корнями уходящим в землю. Безусловно, в восприятии современников оно представлялось не только "древом" царского рода, получившим новую ветвь с рождением наследника, но и символом мощи, молодости и вечной жизни Русской земли. Не случайно видный исследователь древнерусской архитектуры М. А. Ильин писал, что "Вознесенский храм в Коломенском подобен гигантскому меморативному обелиску"4 (обелиск еще в античности считался символом вечности, славы, мудрости).
Идея "цветущего древа жизни" прочитывается в облике одного из самых великолепных мемориальных сооружений всех времен - Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади5.
1 октября 1552 года войска Ивана Грозного взяли приступом мощно укрепленный город Казань - столицу Казанского ханства. Было покончено с опасностью татарских набегов с юго-востока; вместе с Казанью к Руси отошли обширные земли по Волге и Каме, перед ней открылся свободный речной путь для торговли с азиатскими странами. Рождение царевича Дмитрия, совпавшее с триумфальным возвращением русских войск из-под стен Казани, удвоило всеобщее ликование. В честь "казанского взятия" Иван Грозный повелел построить собор-памятник из восьми церквей, во имя тех святых, на памятные дни которых приходились военные события Казанского похода.
В 1554 году на Красной площади был построен деревянный
собор во имя Покрова "с приделы", а год спустя началось строительство каменного
собора, оконченного в 1560 году. Зодчие Барма и Постник воздвигли не восемь,
но девять церквей - "не якоже повелено им, но яко по Бозе разум даровася им
в размерении основания"6,
придумав оригинальную и сложную архитектурную композицию: вокруг центральной
башни, увенчанной шатром, по осям и диагоналям расположены восемь меньших столпов,
несущих главы и связанных общим подклетом и открытыми ходовыми папертями (позднее
перекрытыми кровлей)7.