В год 50-летия Октября начал складываться большой мемориальный комплекс, посвященный памяти первой русской революции и декабрьского вооруженного восстания 1905 года, на Красной Пресне166. В сквере им, 1905 года был сооружен мемориал "Булыжник - оружие пролетариата" в память героев восстания.
Бронзовая скульптура рабочего, выламывающего камень из булыжной мостовой, чтобы использовать его как оружие, установлена на невысокой гранитной плите, на фоне стенки, облицованной светло - серым гранитом. На стенке надпись - знаменитые слова Ленина: "Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны".
Великолепная скульптурная композиция - отлитая из бронзы копия знаменитой работы И. Д. Шадра, созданной в 1925-1927 годах и хранящейся в Третьяковской галерее. Это произведение по праву может считаться не только шедевром отечественной скульптуры советского периода, но и одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX столетия. Динамичная композиция, в основе рисунка которой - виток раскручивающейся спирали; выразительная жесткая и очень рельефная пластика тела; экспрессивный портрет, передающий состояние драматического душевного подъема, концентрации духовной и физической энергии; наконец, сугубо реалистическая трактовка изображения во всех его деталях служат созданию героического образа, не претендующего на глобальное обобщение, но символизирующего конкретную историческую эпоху.
Все без исключения критики отмечали высокие художественные достоинства произведения Шадра, совершенство пластического мастерства скульптора. М. В. Нестеров справедливо заметил, что автору удалось соединить в неразрывное целое "красоту духа с вечной красотой формы", как умели делать это великие мастера Возрождения.
Сложный контур бронзовой фигуры ясно и эффектно читается на фоне строгих архитектурных элементов (архитекторы М. Н. Казарновский и Л. Н. Матюшин).
В 1967 году на площади перед внешним вестибюлем станции метро "Добрынинская" был установлен памятник-бюст участнику октябрьских боев 1917 года в Москве большевику Петру Добрынину167, Скульптор Г. Д. Распопов предложил оригинальную и эффектную с пространственно-пластической точки зрения композицию скульптурного бюста, сочетающую профильный разворот плеч с портретом в фас. Тем самым пластическая масса получает мощный динамический "заряд"; энергия движения отвечает эмоциональному строю образа. Трактованные в жестко обобщенной манере черты лица, фактурная обработка материала (розового гранита), массивность скульптурного объема, характерные для пластики "сурового стиля", дополнительно акцентируют в образе черты мужественности, твердости характера, отваги.
Бюст установлен на очень высоком квадратном в плане постаменте (архитектор В. М. Пясковский), придающем композиции в целом легкость и стройность. Кроме того, создается своего рода драматический контраст между подвижностью и сложностью формы скульптурного объема и строгой геометрией постамента, делающий ощущение динамики борьбы и преодоления основой восприятия памятника.
Среди ежегодно появлявшихся в разных точках Москвы военных мемориалов отметим два, созданных в 1968 году.
Памятник станколитовцам - героям Великой Отечественной войны стоит возле главного входа московского чугунолитейного завода "Станколит" на Складочной улице. Две гранитные стелы, вертикальная и горизонтальная, символизируют жертвенный подвиг героев, погибших во имя жизни. 300 имен рабочих завода высечены на горизонтальной стеле памятника. На вертикальной укреплена отлитая из чугуна скульптурная группа: женщина с ребенком на руках - традиционный символ скорбящей Матери-Родины.
Небольшая архитектурно-скульптурная композиция производит монументальное впечатление благодаря, прежде всего, лаконизму изобразительных приемов и высокой степени символического обобщения образа (скульптор Л. Н. Сенько, архитектор Л. В. Долинин).
В Измайловском парке культуры и отдыха, на площади Мужества, установлен своеобразный мемориальный знак - на 7-метровую высоту взметнулись три направляющие рельсовые установки "катюш" с моделями реактивных снарядов. Под ними на черных плитах видна надпись из накладных бронзовых букв: "Здесь в июле 1942 года из комсомольцев - добровольцев был сформирован Московский комсомольский 85 гвардейский минометный полк "катюш"168.
Автор памятника - скульптор Р. И. Бальжак - использовал здесь
прием натурализации символа, то есть наделил высоким образным смыслом предмет,
не имеющий традиционного символического значения.