Смысловым ключом монумента является феномен конкретного подвига, совершенного безымянным лицом, воплощающим силу огромного народа. Это сочетание обобщающей символики и конкретности выходит на первый план при образном прочтении композиции.
Начиная с революционного некрополя у кремлевской стены, в Москве возникло уже несколько мемориалов, построенных по композиционному принципу аллеи162. 4 октября 1967 года, в день 10-летия успешного запуска первого в мире искусственного спутника Земли, состоялось открытие скульптурной портретной галереи пионеров космоса на проспекте Мира, близ обелиска, увековечившего подвиг нашего парода в освоении космического пространства.
Аллея Героев космоса открывается памятниками С. П. Королеву и М. В. Келдышу163.
Первый из них, выполненный скульптором А. П. Файдыш - Крандиевским, представляет собой бюст, как бы вырастающий из высокого монолитного гранитного постамента, верхняя часть которого оставлена необработанной, в виде скола. Монументальный портрет, обладающий значительной степенью сходства, воплощает образ ученого-мыслителя, мудрого провидца, человека недюжинной воли и большой души. Произведение очень выразительно пластически: глубоко посаженные задумчивые глаза, высокий лоб, мягкий жест руки, подпирающей подбородок, светотеневая игра разнофактурных плоскостей создают впечатление живого, "дышащего" лица по контрасту с кубом постамента.
Памятник М. В. Келдышу, сооруженный из серого гранита по проекту скульптора Ю. Л. Чернова, отличный по композиции (поясное изображение), несколько схематизированный и жесткий по пластике, дающий самое общее представление о портретном сходстве, все же стилистически хорошо соотнесен с общей художественной "фактурой" ансамбля, в котором в целом степень обобщения довлеет над индивидуальной конкретностью.
Далее в одном ряду на гранитных полированных постаментах - бронзовые бюсты первооткрывателей: Ю. А. Гагарина (скульптор Л. Е. Кербель), В. В. Терешковой (скульптор Г. Н. Постников), П. И. Беляева и А. А. Леонова (скульптор А. П. Файдыш-Крандиевский), Портреты, выполненные с большой долей обобщения и идеализации, в героическом духе, лаконичны по образной выразительности и при этом эффектны по пластической форме.
Значительную роль играет архитектоника каждого памятника и архитектурный образ гранитной аллеи, прекрасно вписывающийся в грандиозный мемориальный ансамбль, состоящий из ряда равнозначных скульптурных и архитектурных элементов (архитекторы М. О. Барщ, А. Н. Колчин).
Несколько более мягок, прост и человечен по образности портрет В. М. Комарова (скульптор П. И. Бондаренко), стоящий чуть в стороне от основного ряда164.
К 50-летию октябрьской революции в Москве было сооружено три памятника В. И. Ленину. В художественном отношении наиболее интересна работа литовского скульптора Г. А. Иокубониса (архитекторы В. А. Чеканаускас, Б. Белозерский) - стоящая в сквере на площади Ильича (ныне - площадь Рогожской заставы) фигура из бронзы, на низкой плите с подрезкой из темно-серого гранита.
Ленин изображен во весь рост, без пальто и головного убора, в спокойной и привычной позе, с руками, заложенными за спину. И по образности, и по характеру композиции, практически лишенной традиционного постамента, этот памятник тяготеет к станковому решению. Однако есть в нем и присущие прибалтийской скульптуре вообще монументальность объемов, выраженная фактурность поверхностей, имитирующая в бронзе природный камень, обобщенная трактовка форм.
Памятник В. И. Ленину на Павловской улице (скульптор В. Б. Топуридзе, архитектор К. Т. Топуридзе) представляет собой обыкновенную для официального монумента композицию - 5-метровую бронзовую фигуру на высоком постаменте, сложенном из небольших необработанных гранитных блоков. Примечателен в данном случае ее динамичный характер- фигура, представленная в позе шага, не застыла, но как бы стремительно движется, ветер развевает полы пальто, взгляд устремлен вдаль. Дробны и ломки контуры, очерчивающие композицию, подвижна пластическая масса. Выразительные приемы станковой пластики удачно соотнесены с большим масштабом и общим монументальным характером произведения.
В конкурсе на лучший проект памятника В. И. Ленину в Московском Кремле165 приняло участие более 50 авторов - ваятелей и зодчих. Лучшим был признан проект ленинградцев - скульптора В. Б. Пинчука и архитектора С. Б. Сперанского, представляющий разработанный С. Д. Меркуровым вариант с сидящей фигурой, решенный, правда, в ином смысловом ключе, чем памятник на Советской площади.
Здесь Ленин представлен словно бы присевшим отдохнуть на скамейке Тайницкого сада - в расстегнутом пальто, с непокрытой головой, в мимолетной, не очень удобной позе, облокотившись рукой о колено. Однако при этой изначальной "заявке" на жанровость, памятник получился официально-парадным, прежде всего по трактовке портрета, а также и по композиции, в которой есть некоторая неестественность, нарочитость, и по отсутствию внутренней динамики образа, настроения, душевного движения.
Пластика монумента высоко профессиональна. Он был удачно вписан в композицию Тайницкого сада - укромного, зеленого уголка древнего Кремля, и прекрасно читался в цвете на фоне зелени, окаймляющей с юга Ивановскую площадь.
Постамент под бронзовой фигурой был выполнен из темно-серого гранита, добытого в известном Янцевском карьере на Украине. Площадка вокруг памятника была выложена полированными лабрадоритовыми плитами Головинского месторождения. Часть прилегающей территории выложена брусчаткой, точно такой, как на Ивановской площади. Около памятника был разбит цветник и установлены гранитные скамьи.
Официальный характер композиции был в первую очередь обусловлен
местом установки (Кремль - резиденция руководства страны), предполагающим решение
образа Ленина прежде всего как государственного деятеля; а ее внешний рисунок
- камерным характером той пространственной ячейки, в которой памятник должен
был быть установлен.