В 1893-1898 годах на склоне Кремлевского холма, обращенном к Москве-реке, был воздвигнут памятник, а точнее - мемориальный комплекс, посвященный царю-освободителю Александру II (разрушен в 1918-1920 годах). Памятник строился на добровольные пожертвования, собранные по всей России. Создавали его выдающиеся мастера - скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов. И то обстоятельство, что получился он вычурно-громоздким, многословным и роскошно-безвкусным, было предопределено временем, а не авторством, - наиболее подходящим для официального сооружения продолжал считаться псевдовизантийский стиль52.
С трех сторон памятник окружала большая сквозная аркада на сдвоенных колоннах, выстроенная "покоем", на сводах которой помещались 33 мозаичных портрета русских государей, начиная от Владимира Мономаха и кончая Николаем 1 Романовым. По фризу была надпись: "Сооружено доброхотным иждивением русского народа". На торцах аркады размещались две шатровые башенки. Основанием шатра в них служило подобие однопролетной триумфальной арки, боковые стены которой также были сквозными.
Статуя в рост, отлитая из темной бронзы, стояла в центре образованного аркадой дворика, на прямоугольном пьедестале с надписью: "Императору Александру II любовию народа". Возвышавшаяся над статуей шатровая сень на четырех опорах, фланкированных легкими колоннами, была облицована темно-розовым финляндским гранитом и украшена золоченой бронзой. К сени вели широкие ступени лестницы. Шатер был покрыт бронзовым листом, вызолоченным и залитым темно-зеленой эмалью.
Стремление к византийской пышности плохо сочеталось с попыткой стилистически связать комплекс памятника с ансамблем кремлевских стен и башен. На фоне их строгой и скромной величественности яркая, богато украшенная и пропорционально им не соразмерная постройка выглядела чужеродной.
Вместе с тем нельзя отрицать, что отдельные детали комплекса представляли собой выдающиеся произведения искусства, в частности мозаики, выполненные по эскизам П. В. Жуковского, сама портретная фигура работы А. М. Опекушина.
Проблема портрета не очень интересовала скульпторов при работе над официальными памятниками - здесь важно было прежде всего символическое воплощение идеи государственности, следовательно, большее внимание уделялось атрибутике, аксессуарам, то есть иллюстративности.
Памятником чисто символического звучания был бронзовый крест, установленный в 1908 году в Кремле, недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала, на месте убийства генерал - губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича53. Автором композиции был художник В. М. Васнецов. Событие и место продиктовали необходимость обратиться к типологии надгробного памятника. Крест покоился на каменном ступенчатом постаменте и был увенчан фигурной кровлей (напоминая поклонные и памятные кресты, стоявшие во многих местах дореволюционной Москвы).
Столь трагичный по содержанию, этот выполненный в псевдорусском стиле памятник выглядел чрезвычайно нарядно. Сочетание темно-зеленого камня постамента, бронзы креста и цветных эмалевых вставок (изображения распятия и в верхней части - скорбящей Богоматери) придавало ему поистине храмовую торжественность.
В то же время в образе памятника была предпринята попытка поднять суровую мораль конкретного события, трагедию конкретного человека до уровня глобального символического обобщения. Начертанные на кресте слова Христа: "Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят" - мольба о прощении своих убийц, ослепленных неверием и невежеством, - читаются здесь как осмысление трагедии русского народа в революции, как предостережение о грядущих неисчислимых жертвах.
Несмотря на некоторое несоответствие стиля образу и идее памятника, символика его производила сильное впечатление. Видимо, не случайно он был уничтожен одним из первых (1 мая 1918 года) - как напоминание о жестокости революции.
Начало XX века - период глубоких социальных потрясений, на который пришлось две войны и три революции, был, как это ни парадоксально, временем значительного подъема русской культуры. Это было время, в литературе названное серебряным веком русской поэзии, а в архитектуре и прикладном искусстве - эпохой модерна.
Живопись и скульптура искали новые художественные формы; в изобразительном искусстве появилось невиданное доселе многообразие направлений. В пластике начинаются поиски обобщенности форм и образов, опирающиеся на лучшие классические образцы и традиционные мотивы русского народного искусства. Монументальная скульптура большее внимание начинает уделять портрету, многоплановой композиции, символическим образам. В ней на первый план выступают новые идейные ценности - талант, творчество, заслуги перед отечественной культурой, проблемы самой культуры; ее героями становятся ученые-просветители, писатели, художники.
Сразу после первой русской революции появился целый ряд очень разных по стилю и содержанию памятников.
26 апреля 1909 года к 100-летию со дня рождения Н. В. Гоголя
в начале Гоголевского бульвара был установлен памятник работы скульптора
Н. А. Андреева и архитектора Ф. О. Шехтеля. В нем наиболее ярко проявилась свойственная
монументальной скульптуре начала века тенденция к углублению психологической
трактовки образа.