8 мая 1975 года на территории Московского электромеханического завода им. Владимира Ильича состоялось торжественное открытие мемориального комплекса и был зажжен огонь - символ вечной славы героев, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Более 400 имен начертано на мемориальных досках, укрепленных на торцовой стене одного из заводских корпусов. Рядом, на бетонной площадке, поднялись две монолитные высокие стелы, поддерживающие венок Победы, увитый орденскими лентами. Между стелами - гранитная плита, в центре которой горит пламя вечного огня (архитекторы В. С. Кубасов и В. Гвоздев, инженер А. Цикунов)182.
30 июня 1971 года, во время выполнения первого в мире долговременного космического полета на научной орбитальной станции "Салют", трагически погибли трое советских космонавтов - Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев. Память одного из них - дважды Героя Советского Союза москвича В. Н. Волкова увековечена в названии улицы, на которой в 1975 году установлен памятник работы скульптора Г. М. Тоидзе и архитекторов И. М. Студеникина и Б. И. Тхора183.
Основанием мемориала служит трапециевидная площадка из лабрадорита. По ее зеркально полированному фону разбросаны титановые звезды. Между ними - две сверкающие полосы, также из титана, символически напоминающие о двух космических полетах Владислава Волкова: в 1969 году на корабле "Союз-7" ив 1971-м-на "Союзе-11". Его последний, трагический полет символизирует бронзовая орбита, которая, огибая гранитный колоннообразный постамент, внезапно обрывается.
В скульптурном портрете, выполненном из бронзы в духе героической идеализации, подчеркнуты черты человека несгибаемой воли и бесстрашия, гордого и мужественного. По характеру образности и по типологии монумент тяготеет к традиции римского античного портрета.
Кстати, типология бюста или скульптурной головы, водруженных на колонне, со времен античности была характерна для надгробных памятников184.
Среди "официальных" памятников деятелям коммунистической партии и советского государства, воздвигнутых в 1970- 1980-е годы, выделяется неординарная по художественному решению и по образности скульптурная композиция, посвященная Н. К. Крупской, на Сретенском бульваре (скульпторы Е. Ф. Белашова и А. М. Белашов, архитектор В. Л. Воскресенский)185. Созданная в 1975 году, она несет на себе отпечаток общих стилистических тенденций развития пластики 1970-х, связанных, в частности, с отходом от монументальности "сурового стиля" и активными поисками нового романтического образа.
Бронзовая фигура очаровательной молодой девушки, кутающейся в огромный платок, скрадывающий очертания тела, представляет нам образ в духе русского искусства революционно-демократического направления последней трети XIX столетия (вспомним хотя бы знаменитую "Курсистку" Н. А. Ярошенко; 1883, Киевский музей русского искусства), не имеющий ничего общего с конкретным прототипом.
Скрытая широкими плоскостями драпировок, фигура тем не менее необычайно подвижна: шагнув вперед и как бы заслоняясь согнутой рукой, покрытой платком, от ветра, она словно поворачивается, и монолитный объем кажется трепещущим, дробящимся, пластичным и живописным.
На одном широком плинте с фигурой, в противоположном по диагонали углу, возвышаются два 10-метровых бронзовых пилона, изогнутых в плане, с датами жизни и длинными цитатами из выступлений Н. К. Крупской. Сама по себе форма пилонов найдена удачно: они как бы символизируют открытые двери, в которые устремилась героиня за своей верой в новое будущее для человечества. Надписи же представляются в этой композиции совершенно неорганичными, они буквализируют символ, превращая символическое изображение в конкретно - повествовательное186.
Все эти художественные особенности в большой мере способствуют станковизации композиции, лишают ее монументальности образа, свойственной "официальным" памятникам. Может быть, в силу этого обстоятельства памятник, несмотря на внушительные физические размеры, зрительно не кажется монументальным.
В 1970-е годы было положено начало традиции обмена произведениями монументальной пластики между Москвой и зарубежными городами.
15 сентября 1976 года в Парке Дружбы на Ленинградском шоссе состоялось торжественное открытие монумента венгеро-советской дружбы187. Это - дар города Будапешта жителям города Москвы188.
Памятник представляет собой 10-метровое архитектурно-скульптурное сооружение в виде выгнутой стелы, на внутренней стороне которой выложена из керамических плиток барельефная композиция. Она состоит из двух женских фигур, олицетворяющих дружбу двух братских народов. Руки девушек, поднятые в радостном порыве, держат развевающийся стяг. Над ними изображены летящие голуби - символ мира, еще выше - пятиконечная звезда.
Весь монумент облицован плитками пирогранита - высокопрочной керамики, изготовляющейся только в венгерском городе Печ.
Под барельефом надпись: "Вечная венгеро-советская дружба - залог нашей свободы и мира!"
Архитектурная композиция монумента пропорционально - гармонична, строга и привлекает выразительной четкостью геометрических объемов. Довлеющая вертикаль стелы связана с землей двумя маршами конически сужающейся гранитной лестницы, идущей по небольшому насыпному валу. Верхний марш как бы разрывает пополам горизонталь широкого постамента.
Очень обобщенный по формам, суховатый по пластике, рельеф становится более художественно-выразительным и, главное, ясно читаемым, благодаря жесткому геометрическому выпуклому контуру, очерчивающему его абрис и отделяющему его цветное поле от гладкой поверхности стены.
В определенной степени на этом монументе лежит печать официальности, некоей формальной торжественности. Этому впечатлению, безусловно, способствуют и его масштабная монументальность, и вертикализм композиции, и открытая символика, и дидактический характер надписи. На протяжении 1960- 1980-х годов в монументальной пластике продолжают встречаться произведения с выраженным влиянием стилистики "тоталитарного" искусства.
Это влияние сказалось и на работе скульптора И. И. Козловского и архитектора А. А. Заварзина и А. А. Усачева, создавших в 1976 году памятник Фридриху Энгельсу. Безусловно, памятник одному из основоположников научного коммунизма исполнялся по официальному заказу и имел статус "государственного" монумента.
Композиционное решение его неоригинально: это стоящая фигура со скрещенными на груди руками. Статуарность позы, монолитность крупных объемов, пропорциональное давление фигуры над низким и узким кубическим постаментом придают скульптурной части памятника значительную монументальность.
Памятник установлен на естественном возвышении, в центре выложенной камнем, круглой в плане площадки, к которой ведет широкий марш полуциркульной парадной лестницы. Вместе с тем, будучи расположенным на перекрестке нескольких улиц и играя роль вертикальной доминанты сложного в пространственном отношении участка городской среды, он, пожалуй, выглядит излишне камерным.
Образ памятника, как и в случае с Н. К. Крупской, представляет
некий обобщенный тип борца-мыслителя, революционера, при наличии самого приблизительного
портретного сходства. Подкупает заметная внутренняя динамика заключенного в
нем характера, большая духовная энергия, скрытая за внешним спокойствием позы.
Скрещенные руки словно подчеркивают эту внешнюю "закрытость" образа, а живая
пластика лица, напротив, характеризует его эмоциональность.