Стремление авторов представить образ идеологического вождя не ортодоксально-идеализированным, но живым и в какой-то степени даже противоречивым, составляет несомненное достоинство произведения189.
В 1976 году в одном из самых романтических мест Москвы - на Патриарших прудах - был установлен памятник И. А. Крылову, баснописцу, чьи образы стали нарицательными понятиями, а идиомы - неотъемлемой частью русского языка, как литературного, так и бытового, народного190. Не случайно в композиции памятника он предстает окруженным своими героями: здесь и косолапый Мишка с музыкантами горе - оркестра, и хвастливая Моська, лающая на Слона, и незадачливая Мартышка с полдюжиной очков, и Осел, что учил петь Соловья,- персонажи 12 самых популярных басен.
Авторы памятника (скульпторы А. А. Древин и Д. Ю. Митлянский и архитектор А. Г. Чалтыкьян) создали оригинальный по замыслу скульптурный ансамбль, композиционно состоящий из четырех раскрытых бронзовых "книжек" - стел на консольных подставках, "страницы" которых покрыты горельефами, иллюстрирующими забавные сцены крыловских басен. Стилизованные формы горельефов художественно усиливают заложенную уже в литературном источнике ироничность трактовки образов, гротескный характер ситуаций.
Центром ансамбля является установленная на очень низком и широком гранитном постаменте сидящая фигура поэта. Профессионально и добротно пластически исполненная, наделенная значительным портретным сходством и психологической характерностью, она, к сожалению, сразу же выдает сильнейшее влияние андреевского архетипа - памятника А. Н. Островскому, как в главном (жанровость трактовки образа старого, грузного человека, умудренного жизнью скептика и одновременно добрейшего ворчуна), так и в деталях (пластические элементы позы, характер костюма).
Вторым по значению в городе военным мемориалом после Могилы Неизвестного солдата стал сооруженный в 1977 году монумент "Москва - город-герой".
В месте слияния Большой Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта, в непосредственной близости от известной в Москве мемориальной зоны воинской славы Отечественной войны 1812 года и Парка Победы на Поклонной горе, воздвигнут светло-серый гранитный обелиск, трапециевидный в плане, увенчанный золотой звездой. На его фасадной плоскости, под бронзовым позолоченным изображением ордена Ленина, бронзой начертаны слова Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года: "За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Образно-символическое решение памятника сугубо традиционно.
У основания обелиска, встроенного в насыпной одернованный холм с обходной гранитной площадкой и тремя пандусовыми лестницами191, застыли, как часовые, три гранитные 5-метровые скульптуры: солдат, рабочий и работница, олицетворяющие единство фронта и тыла. Столпообразные, чрезвычайно обобщенно трактованные фигуры, напоминая скорее архитектурные объемные формы, чем пластические изображения, хорошо соотносятся со строгой, ясно читаемой геометрической формой центрального обелиска.
Масштабная монументальность, официальная торжественность, помпезное сочетание крупных гранитных масс с блеском золота; жесткая архитектоника и пластическая бедность скульптурных форм, очевидно выполняющих в данном случае не столько изобразительно-выразительную, сколько статическую функцию уравновешивания грандиозного центрального объема; шаблонность использованной символики не позволяют назвать это произведение творческой удачей авторов (архитекторы Г. А. Захаров и 3. С. Чернышева, скульптор А. Д. Щербаков).
В 1977 году перед зданием Всесоюзного института гельминтологии на Большой Черемушкинской улице был установлен памятник-бюст выдающемуся русскому биологу К. И. Скрябину, основателю отечественной гельминтологии - науки о паразитах192.
Скульптор Л. Е. Кербель создал выразительный портретный образ старого ученого, сохранившего молодую остроту ума и порывистость мысли, прекрасно переданную во взгляде. Сама композиция бюста, со значительно вынесенным левым плечом и срезанным правым, с легким трехчетвертным поворотом головы, подвижная и пластически насыщенная, в значительной мере подчеркивает и усиливает этот лейтмотив образа.
Строгий прямоугольный в плане постамент из полированного гранита с выносной табличкой-надписью создан по проекту архитектора Г. Г. Лебедева.
Совершенно в духе пластики 1950-х годов выполнен памятник "всероссийскому старосте" М. И. Калинину, установленный в 1978 году на углу тогдашнего проспекта Калинина (Воздвиженка) и улицы Семашко (Большой Кисловский переулок)193.
Четыре ступени из светло-серого камня, чуть отступив от тротуара, вели к 2-метровому постаменту из полированного красного гранита, на котором была установлена сидящая бронзовая фигура. Трактованная в реалистической манере, хорошо пластически проработанная, с большой долей портретного сходства, она представляет собой вполне добротное произведение монументальной скульптуры. Авторы (скульптор Б. И. Дюжев и архитектор Е. И. Кутырев) кроме этого нашли удачное композиционное решение, с одной стороны, отвечающее пространственным масштабам места (небольшой "пятачок" между зданиями у тротуара оживленной улицы), с другой - очень точно передающее стиль поведения портретируемого.
Калинин изображен сидящим в кресле, в позе внимательного слушателя.
Такой образ соответствовал месту сооружения памятника - вблизи здания, где почти 30 лет находилась приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Размеры скульптуры были точно соотнесены с громоздким кубом постамента; в целом памятник казался весьма монументальным, хотя по высоте и терялся среди окружающих построек.
В 1978 году был сооружен один "официальный" монумент, идея которого зародилась еще в годы осуществления плана монументальной пропаганды, - памятника Я. М. Свердлову194
Место для него было выбрано не случайно. Недалеко стоит гостиница "Метрополь", в которой в первые годы советской власти размещался 2-й Дом Советов, где с марта 1918 года по март 1919-го находился рабочий кабинет Председателя ВЦИК Совета рабочих, крестьянских, казацких и красноармейских депутатов. Сюда ежедневно Свердлов направлялся на работу из своей квартиры в Кремле. Именно здесь, возле "Метрополя", в так называемом сквере Роз у китайгородской стены, в третью годовщину октябрьской революции - 7 ноября 1920 года - произошла закладка памятника Я. М. Свердлову.
Его скульптурная часть, при вполне традиционной композиции
(фигура в позе шага), трактована с известной долей характерности, почти в жанровом
ключе. В этой фигуре, практически лишенной портретного сходства, прототип узнается
по второстепенным признакам - общеизвестным атрибутам: расстегнутому френчу
с отвернутыми лацканами, папиросе, привычно зажатой в пальцах правой руки, и
портфелю, с которым, по свидетельствам современников, Свердлов никогда не расставался
и в котором, по его шутливому выражению, хранилась "вся Советская власть".