Тема Отечественной войны для русских художников была столь велика и значительна, что не подлежала детализации. Она дала повод для формулировки общих понятий, глубоких размышлений о судьбах Отечества и раскрывалась чаще в символических образах и меморативных архитектурных формах, чем в памятниках конкретным людям. Конкретику, причем понимаемую буквально, в форме наименования, внес К. А. Тон в образную структуру построенного им самого большого зала Кремлевского дворца - Георгиевского (1849)24. Зал был решен как своеобразный храм славы русского оружия.
Размеры Георгиевского зала - 61 х 20,5 метра. Древнерусское зодчество не знало строительства таких обширных помещений. Его своеобразие - в использовании громадного цилиндрического свода (высота зала- 17,5 метра). Сводчатый потолок опирается на 18 мощных пилонов, к которым вплотную приставлены высокие, полые внутри колонны из цинка. Снаружи их витые стволы украшены лепниной из спирально поднимающихся дубовых гирлянд и увенчаны коринфскими капителями. Внутреннее пространство Георгиевского зала решено в смешанном стиле, вызывая ассоциации с барочными и классическими интерьерами, но отличается от них масштабом и характером. Громадные размеры и нарядная белизна зала наводят на мысль о торжественном ритуале.
Над карнизом пилонов на постаментах установлены мраморные статуи работы И. П. Витали - аллегорические изображения земель, вошедших в состав России в предыдущие столетия. Многократно повторяются на стенах изображения орденского знака Святого Георгия и звезды с девизом "За службу и храбрость". В торцах зала - барельефы П. К. Клодта, изображающие святого Георгия, попирающего дракона25. Золотыми буквами на мраморе высечены наименования полков, батарей, батальонов, удостоенных Знаков отличия ордена Святого Георгия, и списки георгиевских кавалеров, среди которых покрытые неувядаемой славой имена А. В. Суворова, М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, Ф.Ф.Ушакова, героев Отечественной войны 1812 года. Таким образом, создается своеобразный эффект присутствия, свойственный мемориальным сооружениям "персонального характера".
Вплоть до второй половины XIX века памятники отдельным лицам сооружались сравнительно редко; увековечения считались достойны лишь царственные особы (по статусу) и выдающиеся полководцы (наиважнейшим признавалось поприще защиты Отечества).
Первым и уникальным для своего времени памятником деятелям культуры в Москве был открытый 12 декабря 1822 года обелиск Лазаревым - основателям Института восточных языков в Армянском переулке. Родоначальник именитого армянского дворянского семейства Лазаревых (Лазарян) Лазарь Назарович переселился из Ирана в Россию в 1747 году. Его сын Иоаким Лазаревич (1744-1826) в 1815 году основал в Москве училище для детей бедных армян, преобразованное впоследствии в Институт восточных языков.
"Дом Лазаревых" сыграл значительную роль в становлении и развитии русско-армянских отношений, в истории русской и армянской культур. Здесь преподавали арабский, персидский, турецкий, армянский, грузинский и другие восточные языки, готовили русских ориенталистов. Будучи одним из крупнейших центров востоковедения, он привлекал в свои стены известных писателей, ученых. Здесь бывали Пушкин, Грибоедов, Гнедич, Жуковский, Вяземский; учился Тургенев.
Чугунный обелиск, воздвигнутый в честь членов семьи Лазаревых, прежде всего в традиционной для этих целей форме увековечивает непреходящую ценность знания. Однако наличие на каждой плоскости овальных мраморных портретных барельефов, а на постаменте - мраморных досок, на которых вырублены стихотворные посвящения, делает его похожим на надгробный памятник26.
Малоинтересный в художественном отношении, обелиск Лазаревым тем не менее примечателен тем, что впервые увековечил как достойную вечной памяти жизнь "для церкви, для наук, для блага бедных".
Первые опыты скульптурных памятников конкретным лицам основывались на античных образцах.
В 1877 году перед недавно построенным новым зданием Московского университета на Моховой улице установили бронзовый бюст М. В. Ломоносова работы С. И. Иванова27. Изображение носит явно подражательный характер, напоминая как по образности, так и по деталям пластики, костюма известный бюст, принадлежащий Ф. И. Шубину. На этом примере видно, насколько трудно было художнику XIX века, не имевшему опоры на соответствующий национальный опыт, придать портретному образу черты монументальности.
Русская монументальная скульптура второй половины XIX века развивалась под воздействием ряда факторов, которые выдвинули ее на первое по значению место среди пластических искусств. Архитектура России и большинства европейских стран переживала кризис, связанный с утратой единства стиля. В живописи и станковой скульптуре наступило время самодовлеющего господства жанровости. Демократическая общественность все чаще ратовала за просвещение народа, развитие культуры, литературы и искусства, укрепление культурных традиций, увековечение памяти великих русских просветителей. Это время богато монументами, имеющими разное художественное качество, но почти всегда - своеобразное решение.
Еще в 1837 году, сразу же после
трагической гибели А. С. Пушкина, высказывалась мысль о необходимости увековечить
память великого поэта. Впервые к Николаю 1 с этим предложением обратился В.
А. Жуковский. Инициаторами официального ходатайства 1855 года были чиновники
Министерства иностранных дел, в списках личного состава которого некогда числился
А. С. Пушкин. Прошение подали через князя
А. М. Горчакова- сокурсника поэта по лицею, занимавшего высокий государственный
пост. Однако, несмотря на протекцию, ходатайство осталось без последствий. В
1860 году новое ходатайство возбудили лицеисты пушкинского и ряда последующих
выпусков. Администрация лицея начала сбор пожертвований, предполагая установить
памятник в лицейском саду. Художники и скульпторы предлагали свои проекты. Однако
дело продвигалось медленно. Лишь в 18 70 году по инициативе известного историка
литературы и пушкиниста академика Я. К. Грота был создан специальный комитет,
который обратился к населению с воззванием о сборе средств на строительство
памятника А. С. Пушкину.