Что касается темы прославления человека труда как хозяина жизни, гордого своей судьбой и делом, то она была одним из важнейших направлений монументальной пропаганды104.
После закрытия парижской выставки скульптурная группа была демонтирована и перевезена в Москву. Здесь ее реставрировали и в 1939 году установили на низком постаменте перед северным входом на ВСХВ (ныне - ВВЦ). Конечно, группа, рассчитанная изначально на совершенно иные пропорциональные соотношения и иное пространственное окружение, значительно проигрывает при таком размещении. Но, несмотря на это, она навсегда останется символом социалистической Москвы, а в наши дни образность монумента наполняется в известной степени новым смыслом - она выражает собой непреходящий, неистребимый заряд оптимизма, свойственный нашему народу на протяжении всей его сложной, драматической истории.
В 1940 году на Советской (ныне - Тверская) площади, в глубине сквера перед зданием Центрального партийного архива, был установлен один из самых интересных и значительных в художественном отношении памятников В. И. Ленину105. С. Д. Меркуров выполнил эту работу в своей обычной манере, представив сидящую фигуру как бы выступающей из каменного блока. В то же время она оказывается лишенной обычной в этих случаях статуарной скованности - поза Ленина необыкновенно жива, подвижна: он сидит, подавшись вперед, внимательно вслушиваясь в речь невидимого собеседника; левой рукой, облокотившись на колено, он держит блокнот, правая, с карандашом, закинута за спинку кресла. В этой мимолетной позе - многогранный потенциал движения, жеста, живой мимики. Портретные черты несколько обобщены и схематизированы, что, во-первых, неизбежно в монументальной пластике, а во-вторых, безусловно предполагается официальной иконографией образа вождя; в то же время они несут явный отпечаток живого соприкосновения с натурой, индивидуальной характерности, подмеченной автором106.
Образ, созданный скульптором, который можно условно обозначить как "Ленин-собеседник", был впоследствии широко растиражирован. Прежде всего, это, конечно, касается композиции. С точки зрения образности, качества пластической проработки, пропорциональной выверенности и архитектурно - тектонической ясности монумента (архитектор И. А. Француз), этот памятник остался своего рода архетипом.
Великая Отечественная война оставила заметный след в развитии советского изобразительного искусства; подвиг народа в самой страшной и кровопролитной из войн в истории человечества, боль утрат и величие Победы долгие годы были одной из ведущих тем отечественной монументальной пластики; остается эта тема актуальной и теперь.
Всего в Москве более 100 памятников и памятных знаков, посвященных событиям и героям Великой Отечественной войны. Среди них всемирно известные, такие, как Могила Неизвестного солдата в Александровском саду и Мемориальный комплекс на Поклонной горе, и небольшие, скромные композиции, стоящие у стен предприятий и учебных заведений, питомцы которых героически сражались и отдали свои жизни за Родину, 50-летие Победы ознаменовалось завершением строительства грандиозного мемориала на Поклонной горе и установкой двух исторически значительных памятников - маршалу Г. К. Жукову и героям противовоздушной обороны столицы. Последний факт убедительно свидетельствует о том, что тема Великой Отечественной войны за 50 прошедших после Победы лет оказалась не только не исчерпанной, но и далеко не полностью раскрытой.
Первым памятником Великой Отечественной войны и единственным монументальным мемориальным сооружением, возникшим в Москве в военное время, была скульптурная композиция "Триумф Победы" на Ленинградском путепроводе (скульптор Н. В. Томский, архитектор Д. Н. Чечулин)107.
Этот памятник защитникам Москвы в суровые декабрьские дни 1941 года представляет собой две скульптурные фигуры, объединенные общей темой и носящие условные названия "На защиту Москвы" и "Не пропустим!". Фигуры бойцов - юноши и девушки - на высоких пьедесталах, украшенных военной эмблематикой, поставлены по одной с каждой стороны шоссе.
Статуи, представленные в патетических позах, решены как отвлеченные символы, не претендующие на высокую степень обобщения. Скорее речь идет об агитационно-плакатной символике, актуализирующей события и факты, а не увековечивающей их. Отсюда типизация образов, условный схематизм композиции. Здесь есть и излишняя помпезность, ходульность, каноническая выхолощенность, присущие многим памятникам "тоталитарного" искусства. Вместе с тем эти значительные недостатки образно-пластического решения можно отнести и за счет спешки - желания автора и заказчика как можно скорее запечатлеть в монументальной форме первую значительную победу в великой войне, и за счет неразработанности военной тематики в тот период, и за счет действительной необходимости решения агитационных задач. (На постаментах вырублены слова из лозунгов ЦК ВКП(б) к 25-й годовщине Октября, к 25-й и 26-й годовщинам Красной Армии.)
Любопытно то обстоятельство, что на протяжении первых двух послевоенных десятилетий других монументальных памятников Великой Отечественной войны в Москве не сооружалось.
В конце сороковых годов, пожалуй, самой значительной вехой в монументальной летописи Москвы стало окончательное композиционное оформление скульптурного ансамбля-некрополя у кремлевской стены.
На Красной площади, за Мавзолеем В. И. Ленина, между двумя братскими могилами жертв октябрьской революции были установлены памятники - бюсты над захоронениями выдающихся деятелей коммунистической партии и Советского государства. Они выполнены из гранита в виде античных герм-пилонов, завершающихся портретным бюстом. Каждый из них стоит на гранитной прямоугольной горизонтальной плите, на которой рельефными буквами вырублена надпись: имя, отчество, фамилия, число, месяц и год рождения и смерти. Каждый памятник окружен невысокой оградой, состоящей из звеньев бронзовых гирлянд лавровых и дубовых листьев. Бюсты вырублены из гранита разных пород: черного - Головинского месторождения, темно-красного - Токовского, темно-серого - Жежелевского, серого - Янцевского карьеров.
В 1947 году здесь были установлены
первые памятники-бюсты - Я. М. Свердлову, Ф. Э. Дзержинскому, М. В. Фрунзе
и М. И. Калинину, а в 1949 году - А. А. Жданову. Их авторы - скульптор
С. Д. Меркуров и архитектор И. А. Француз108.