На доске, укрепленной на здании института, вырублено: "Вечная память врачам и сотрудникам Московского медицинского стоматологического института, павшим в боях в годы Великой Отечественной войны за свободу и независимость нашей Родины".
В числе военных мемориалов 1970-х - скульптурная композиция "Ополченцы Москвы", установленная в 1974 году на улице, носящей имя Народного ополчения (скульптор О. С. Кирюхин, архитектор А. П. Ершов).
На гранитном постаменте - отлитые в металле четыре фигуры воинов-добровольцев, как бы олицетворяющие разные поколения (среди них и старик, и юноша). С винтовками за плечами, в одном строю идут они на битву с врагом. Острая выразительная динамика композиции, переданная в одинаковых повторяющихся позах, в выражении лиц, в напряженной угловатой пластике тел; компактность сомкнутой композиции; пропорциональная соразмерность ее человеку, идущему по улице, составляют несомненные художественные достоинства памятника. Эта скульптурная группа обладает особой, не масштабной, но художественно-смысловой монументальностью, которую подчас несет в себе станковое произведение180.
В 1974 году на Московском заводе электровакуумных приборов (бывший Электроламповый завод) был сооружен памятник 463 рабочим и служащим этого предприятия, не вернувшимся с войны (авторы - скульптор А. Г. Постол и архитектор Ю. Г. Кривущенко). На прямоугольном пилоне из розового тесаного гранита высечен многофигурный барельеф: солдат с автоматом в руке, поднимающий товарищей в бой, профильные контуры бойцов, идущих в атаку, и раненый воин с гранатой в руке. Это уже знакомая нам традиционная форма камерного военного мемориала.
Величественный монумент защитникам столицы в грозном 1941-м в год 29-й годовщины Победы был сооружен на 40-м километре Ленинградского шоссе, в месте самых упорных боев, откуда начался разгром немецко-фашистских захватчиков181. Традиционный по образному решению, с открытой, ясно читаемой символикой, схематичный по пластике, он поражает монументальной мощью строгих геометрических объемов, выразительностью жестких силуэтов.
Авторы - архитекторы И. А. Покровский и Ю. А. Свердловский, скульпторы А. Г. Штейман и Е. А. Штейман-Деревянко - нашли интересное объемно-пространственное решение, в основе которого лежит использование искусственной ландшафтной формы.
Над насыпным 16-метровым придорожным курганом врезался в синеву подмосковного неба серый бетонный обелиск в виде трех гигантских сомкнутых штыков - символ единения трех воинских частей: 8-й гвардейской стрелковой дивизии Панфилова, особой танковой бригады под командованием Катукова и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Доватора, отстоявших Москву.
В откос кургана вкопаны, словно бастионы, три уступа, три бетонные стелы. На одной - горельефное изображение головы воина в каске. На другой - лавровая ветвь. На третьей - отлитые в монолите бетона слова: "1941. Здесь защитники Москвы, погибшие в бою за Родину, остались навеки бессмертны".
У подножия кургана - братская могила, черную гранитную плиту которой венчает 9-метровый бронзовый венок с надписью: "Никогда Родина-мать не забудет своих сыновей". Общая высота монумента 58 метров, обелиска - 42 метра. В год 30-летия великой Победы в Москве появилось сразу несколько военных мемориалов,
Монумент павшим в Великой Отечественной войне студентам, преподавателям и сотрудникам МГУ, воздвигнутый на Ленинских (Воробьевых) горах, возле здания 1-го корпуса гуманитарных факультетов, представляет собой трехчастный конусовидный объем, образованный тремя стилизованными 16-метровыми штыками. Они установлены в центре большой площадки, выстланной гранитными плитами, и облицованы светло-серым камнем. На четверти высоты их объединяют прямоугольные вставки с бронзовыми барельефами военной тематики. Символика образа в известной степени традиционна - это единство трех поколений наших соотечественников, победивших в войне.
Композиция памятника лаконична, строга и очень гармонична. Рельефы почти не участвуют в создании художественного образа, в его основе - выразительная архитектурно-декоративная форма.
Автор мемориала - тогда студент-дипломник Московского архитектурного института А. С. Студенякин, создавший его под руководством архитекторов А. В. Степанова и М. М. Волкова, при участии скульптора Ю. С. Динеса.
В канун 30-летия Победы, 6 мая 1975 года, в сердцевине мемориала вспыхнул вечный огонь, осветивший высеченную в граните надпись: "Студентам и сотрудникам Московского государственного университета, павшим в Великой Отечественной войне. 1941-1945".
В Серебряном бору - одном из самых живописных уголков столицы - установлен памятник, посвященный воинам легендарной 3-й ударной армии, покрывшей себя неувядаемой славой в битве под Москвой. Именно отсюда, из Серебряного бора, начался боевой путь этой армии, завершившийся в Берлине, когда ее бойцы - М. А. Егоров и М. В. Кантария - водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
Символическая карта этого славного боевого пути, контурная пятиконечная звезда из нержавеющей стали в центре и вертикальная плита с надписью составляют архитектурный триптих, расположенный на вымощенной каменными плитами площадке с цветником (автор проекта - архитектор А. А. Андреев).
В глубине старинного парка "Грачевка" на Фестивальной улице, на братской могиле советских воинов, павших в боях 1941 года на северо-западных подступах к Москве, в 1975 году была сооружена белокаменная надгробная стела. В нее заподлицо врезан рельеф, символически изображающий атаку (два воина с гранатами, пушка, развевающееся знамя). "Павшим героям в битве великой, насмерть стоявшим в степях Подмосковья, вечная слава и вечная память", - гласит каменная надпись.
Форма стелы-стенки в то время стала уже традиционной; столь
же традиционен и характер изображения на ней, однако нельзя не отметить высокого
профессионализма авторов и несомненного достоинства композиции, заключающегося
в использовании контрастного противопоставления испещренного поля рельефа и
гладкой поверхности другой половины стелы, уравновешивающих друг друга и гармонизирующих
целое (скульпторы А. Н. Бурганов и Г. Д. Жилкин и архитектор И. Г. Кадина).