19 Так И. П. Мартос описал символическую программу памятника Минину и Пожарскому. См.: Гофман И. Мартос. Л., 1970. С. 34-36.
20 В Нижнем Новгороде в 1828 году установлен памятник-обелиск Минину и Пожарскому (скульптор И. П. Мартос, архитектор А. И. Мельников).
21 В 1930 году в связи с реконструкцией площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного, где стоит и теперь.
В 1913 году была установлена мемориальная доска Д. М. Пожарскому в Фуркасовском переулке. Автор неизвестен. Доска не сохранилась. Дом князя Пожарского находился в районе Большой Лубянки. Это была большая усадьба, занимавшая нынешние участки под домами № 12, 14 и 16. Там стояло несколько каменных и деревянных строений. Напротив усадьбы находилась приходская церковь.
Именно здесь, у своего дома и своей приходской церкви, бился князь Пожарский с захватчиками в 1611 году, когда Москва была занята отрядами польских войск и наемников. Особенно упорным был бой 19 марта на Сретенке, у Введенской церкви. Князь Пожарский со своим отрядом ополченцев устроил здесь "острожек" (баррикаду) поперек Сретенки у церкви и у своей усадьбы. На помощь князю пришли жители Москвы, посадские люди. Пушкари из ближней слободы притащили пушки из Пушечного двора и установили у острожка. Бой продолжался весь день. Интервенты не смогли пробиться по Сретенке, дружина князя "их отбиша и в город (т. е. в пределы Китай - города) втопташа". Только на следующий день удалось захватчикам опрокинуть Введенский острожек, а князь Пожарский, "изнемогши от великих ран, паде на землю". Его соратники "взем его, повезоша из города вон к Живоначальной Троице, в Сергиев монастырь". Вернулся Пожарский в Москву, как известно, победителем в 1612 году вместе с Кузьмой Мининым во главе народного ополчения. См.: Карамзин Н. М. Указ. соч. Кн 3 Т 12 Гл 4 С. 171; Примеч. С. 130.
22 Портрет Мартоса выполнен его учеником С. И. Гальбергом. Один из сыновей Мартоса - Алексей - был участником Отечественной войны 1812 года; другой- архитектор Никита Мартос - погиб во Франции, где он, находясь в качестве пенсионера Академии художеств, был арестован наполеоновскими войсками.
23 Ворота были разобраны в 1936 году в связи с реконструкцией улицы Горького. См.: Кожевников P., Сотников В. Московские Триумфальные ворота, рожденные дважды//Скульптура в городе М 1990. С. 39-44.
24 Большой Кремлевский дворец - складывавшийся веками сложный архитектурный комплекс. На Боровицком холме, там, где сейчас находится западный корпус дворца, располагались в XIV веке хоромы Ивана Калиты.
С 1487 по 1508 год итальянские архитекторы Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый строили грандиозный дворец для Ивана III. От него сохранилась Грановитая палата, а на его подклетах в XVII веке был построен Теремной дворец для царя Михаила Романова.
Грандиозный замысел строительства Кремлевского дворца для Екатерины II разработал в 1767-1775 годах В. И. Баженов с участием М. Ф. Казакова. Проект четырехэтажного здания длиной 630 метров, охватывающего боковыми корпусами всю внутреннюю территорию Кремля, не был осуществлен. В 1830-е годы была предпринята попытка реконструкции дворца в том виде, в каком он был отстроен Растрелли в 1749-1753 годах для императрицы Елизаветы Петровны в стиле барокко. Однако постройки оказались слишком ветхими и не отвечающими вкусам и запросам двора Николая 1.
В 1849 году архитекторы К. А. Тон, Ф. Ф. Рихтер, П. И. Чичагов, В. А. Бакарев, П. А. Герасимов отстроили дворец заново, сохранив некоторые старые постройки (Теремной дворец, Золотую Царицыну и Грановитую палаты) и, в общем, следуя плану древнего дворца с его многоликой асимметрией. Здание имеет два этажа; залы верхнего этажа имеют два яруса окон. Внешний декор был выполнен в национальном, или русско-византийском, стиле середины XIX века. Интерьеры же дворца (в нем более 700 помещений) решены в стиле классицизм. Они почти полностью сохранились до наших дней.
25 Орден Святого Георгия Победоносца учрежден в 1769 году.
26 Автор посвящений - профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.
С фасадной стороны:
"Действительному статскому советнику и командору Ивану Лазаревичу Лазареву, основателю института.
От древня племени Армении рожденный,
Россией - матерью благой усыновленный.
Гайканы! Ваших он сирот не позабыл.
Рассадник сей души признательной творенья,
Дарует чадам здесь покой и просвещенье.
Отчизне той и сей он долг свой заплатил".
Другая доска:
"Иоакиму Лазаревичу Лазареву, исполнителю воли основателя, благотворителю и попечителю института.
Сей брата своего достойнейший ревнитель,
Начатый подвиг устроил и расширил.
Соплеменных покров безродных охранитель
Для церкви, для наук, для блага бедных жил".
Третья:
"Анне Сергеевне Лазаревой, супруге Иоакима Лазаревича, пожертвовавшей знатный капитал в пользу института.
Как добра мать сирот
С горячностью любила
И памятник себе
В сердцах их утвердила.
Лейб-гвардии гусарского полка штабс-ротмистру и кавалеру Артемию Иоакимовичу Лазареву, пожертвовавшему знатный капитал в пользу института.
Средь мира благ творец
Гроза среди врагов
Во цвете лет он пал
За веру и отцов".
На четвертой доске вырублен текст, посвященный истории основания института.
27 Постамент разрушен во время воздушного налета в 1941 году.
29 Пушкин А. С. Письма к жене. Л., 1986. С. 80. 2. С. 33.
30 Полевой Н.А. Московский телеграф. 1827. Ч. 15. Отд. Цит. по: Вересаев В. В. Пушкин в жизни. М., 1984. С. 69.
31 "Превосходнейшим изображением великого поэта, по счастливому случаю, останется для потомства бюст, сделанный С. И. Гальбергом; сходство, простота в движении, превосходная отделка, постоянные достоинства нашего скульптора и здесь сохранили свои обычные места" (Кукольник Н. В. Художественная газета на 1837 год. № 9-10. С. 162). С. И. Гальберг снимал посмертную маску поэта. И. П. Витали вылепил бюст А. С. Пушкина по заказу П. В. Нащокина после смерти поэта. Копии с этого бюста тиражировались и продавались. См.: Пушкин А. С. Письма к жене. Л., 1986. С. 189.
32 "Небольшая фигурка в рост сделана молодым нашим художником А. И. Теребеневым. В голове много сходства; в самой фигуре и костюме можно бы пожелать и большей точности, и большей простоты" (Кукольник Н. В. Художественная газета на 1837 год. № 9-10. С. 161).
33 М. А. Микешин, И. Н. Шредер, Р. К. Залеман, П. С. Михайлов, Н. А. Лаверецкий, М. А. Чижов. Над образом Пушкина работал И. Н. Шредер.
34 Работы Н. С. Пименова, И. Н. Шредера, Н. А. Лаверецкого и других.