В композиционной структуре памятника удивительно органично сочетаются различные виды и разновременные произведения монументального искусства: собственно панорама - грандиозное произведение батальной живописи (размером по окружности 115 и высотой 15 метров) с пластически-предметным передним планом; здание как экспозиционный павильон; мозаичные панно общим размером 75 квадратных метров "Народное ополчение и пожар Москвы" и "Победа русских войск и изгнание Наполеона", специально выполненные для фасада художником Б. А. Тальбергом; чугунные барельефы с изображением воинских доспехов с арки О. И. Бове (скульптор И. П. Витали), смонтированные в боковых пилонах. Перед зданием на каменном парапете установлены трофейные французские пушки.
Пример мемориальной зоны на Кутузовском проспекте наглядно показывает многолетний процесс формирования особого типа градостроительного объекта - комплекса памятников, объединенных общей темой.
В преддверии 20-летия Победы в Великой Отечественной войне начали возникать памятные знаки и мемориалы боевой славы повсеместно на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Носят они, в основном, камерный характер, сооружаются на средства трудового коллектива и посвящаются памяти погибших товарищей. Традиция эта продолжается и по сей день, причем все больше появляется памятников, отличающихся оригинальностью замысла и высокими художественными качествами.
Среди первых примеров - сооруженный в 1963 году мемориал 129 рабочим Московского станкостроительного завода им. Серго Орджоникидзе. Их имена начертаны на белоснежной четырехметровой каменной плите, вмонтированной в мощный гранитный пилон. Перед ним - отлитая из чугуна фигура солдата, бросающего гранату. Застывшая в сложной динамичной позе, напоминающей резкий виток спирали, скульптура пронизана глубоко драматическим настроением. Хорошо проработанная пластически, пропорционально стройная, она, несмотря на относительно небольшие размеры, гармонично сочетается со значительно превосходящим ее архитектурным объемом.
Авторы - скульптор А. В. Рыбкин и архитектор Н. В. Донских.
На примере памятника Т. Г. Шевченко, сооруженного в 1964 году, можно видеть, как монумент органично включается в градостроительный комплекс, сам по себе не носящий мемориального характера.
Десятиметровый памятник, созданный по проекту украинских скульпторов М. Я. Грицюка, Ю. Л. Синькевича и А. С. Фуженко (архитекторы А. А, Сницарев и Ю. А. Чеканюк), воздвигнут на набережной Москвы-реки, носящей имя поэта, близ высотного здания гостиницы "Украина"148. Фигура, закутанная в крылатку, с непокрытой головой и заложенными за спину руками, очень лаконичная по пластике и единая по скульптурному объему, отлитая в бронзе, установлена на высоком гранитном пьедестале из необработанных блоков, в виде скального откоса. Бронза статуи фактурно удачно имитирует шероховатый камень, придавая тем самым дополнительный существенный акцент единству композиции.
Портрет чрезвычайно обобщен. Впрочем, он и не имеет решающего значения для художественной выразительности памятника в целом - монумент впечатляет грандиозностью, подвижной, живой, "дышащей" массой мощного объема. Фигура представлена в позе шага, крылатку как бы чуть развевает ветер. Могучая духовная сила, несгибаемая воля и мудрость философа, познавшего жизнь и предвидящего будущее, - такова образная концепция памятника, что подтверждается проникновенными словами из шевченковского "Завещания", начертанными на гранитной стеле, стоящей при подходе к памятнику:
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой
Не забудьте - помяните
Добрым тихим словом.
Успешный запуск 4 октября 1957 года советского искусственного спутника Земли вошел в историю как первый шаг завоевания человечеством космического пространства. В 1958 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника, посвященного этому выдающемуся событию. И 4 ноября 1964 года, уже после того, как человек впервые побывал в космосе, на проспекте Мира был торжественно открыт грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс-монумент, основная часть которого имеет форму обелиска, как бы составленного из пучка парабол, облицованного листовым титаном и увенчанного серебристой 11-метровой моделью космической ракеты.
Общая высота монумента вместе с ракетой достигает 107 метров.
Авторы памятника - скульптор А.П.Файдыш - Крандиевский, архитекторы М. О. Барщ, А. Н. Колчин, инженеры Л. Н. Щипакин, В. Н. Лаптев.
Обелиск утвержден на стилобате, облицованном полированным гранитом. Гранитные, нарастающие в виде ярусов устои, составляющие в разрезе треугольник, как бы продолжают и подчеркивают форму обелиска.
С двух сторон на стилобате расположены многофигурные бронзовые горельефы, прославляющие подвиг ученых, конструкторов и рабочих, первыми в мире проложивших путь в космос. Фигуры и лица носят обобщенный характер; пластические ситуации условны и подчас театральны (в основном это касается патетической жестикуляции), однако изображения рельефов в целом отличаются удивительной исторической конкретностью: на них представлены люди, занятые работой, которой еще не знало человечество; каждый из них, совершая понятные и привычные рабочие операции, приближает успех общего дела.
Рельефы грандиозны по размерам - их высота 7 метров, длина - 23, высота каждой фигуры - 4 метра. В ритмическом построении композиции использован принцип разнообразного и в то же время строго ограниченного расположения фигур в пространстве (фигуры группируются в определенных числовых сочетаниях и ритмах), равномерного распределения пластических масс и их ритмического соответствия.
Пожалуй, работы скульптора Файдыша грешат излишней повествовательностью
(например, предметно декоративный фон), которая не была бы таковой, если бы
первоначальный замысел не предполагал создания чисто символической, лаконично
- обобщенной композиции, насыщенной определенными знаковыми рефренами.