Размещение памятника на месте слияния Триумфальной площади и Тверской улицы нельзя признать вполне удачным, так как получилось, что он установлен спиной к протяженному открытому пространству широкой магистрали (Большой Садовой улицы). Поток этого пространства, усиленный бесконечным двусторонним движением множества машин, столь силен, что памятник, даже будучи смещенным от основной его оси, как бы теряет пространственную устойчивость.
В прежней традиции "парадного" монумента выполнен М. Г. Манизером памятник И. Е. Репину, установленный в 1958 году недалеко от Третьяковской галереи, на площади, носившей имя великого русского живописца135. Он представляет собой фронтальную композицию - фигуру художника с палитрой и кистями в руках у мольберта с накинутой драпировкой, на четырехугольном, сужающемся кверху постаменте с бронзовым картушем с надписью (архитектор И. Е. Рожин). Памятник размещается в глубине живописного сквера, у реки, где теперь построен изящный мостик, связавший Болотную площадь с Лаврушинским переулком. Его пропорции, высокий постамент, тяжеловесность скульптурной фигуры, несколько не соответствуют романтической атмосфере, царящей в этом уголке старой Москвы. Однако сам образ художника, дух творчества, ассоциативный ряд, вызываемый в памяти его именем и близостью знаменитой Третьяковки - хранилища его великих полотен - создают между памятником и местом куда более тесную, неформальную, почти магическую связь.
К числу новых стилистических решений городского монумента относится воздвигнутый в том же году посередине Лубянской площади памятник Ф. Э. Дзержинскому (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Г. А. Захаров)136.
Скульптор создал чрезвычайно выразительный портретный образ, в структуре которого основополагающую роль играет не физиономистика, но композиционное решение фигуры. Внешне скованная, столпообразная поза статуи, формы которой скрыты ниспадающей до пят шинелью, как нельзя более красноречиво свидетельствует о характере человека, прозванного за твердость, неустрашимость и несгибаемую волю "железным Феликсом".
Строго вертикальная композиция памятника, складывающаяся из кругового многоступенчатого подиума, колоннообразного цилиндрического постамента и высокой стройной фигуры, была продиктована, помимо прочего, и чисто градостроительной необходимостью. Памятник отмечал центральную ось большой городской площади, служащей транспортной развязкой девяти вливающихся в нее улиц и проездов. Прекрасно видимый издалека, он служил своего рода пространственным маяком. Рассчитанный на круговой обзор, но недоступный для близкого рассмотрения, памятник пропорционально был построен так, чтобы быть легко "читаемым" со всех сторон площади на большом расстоянии.
Внешний облик памятника торжествен и одновременно прост. Формы его лаконичны, фигура вылеплена крупными, гладкими плоскостями. Гладкий же постамент скромно украшен рельефными изображениями - венок славы из дубовых листьев, наложенный на щит и меч. Лентообразная надпись в верхней части постамента почти не видна и уж конечно не читаема с большого расстояния. Но она и не нужна для узнавания образа.
Не вдаваясь здесь в политические и исторические оценки личности Ф. Э. Дзержинского, отметим лишь несомненную творческую удачу Е. В. Вучетича, сумевшего через этот далеко не однозначный образ донести до своих современников не только романтический пафос, но и суровость революционных будней, жесткость характеров, формируемых революцией.
Скульптурная часть памятника, монументальная по форме и по образности, не утратила этих качеств и будучи снятой с высокого подиума. Теперь, когда памятник экспонируется в Парке скульптуры на Крымской набережной, зритель имеет возможность рассмотреть его вблизи и по достоинству оценить пластические качества и высокий психологизм портрета, тщательность скульптурной проработки поверхностей, пропорциональную стройность фигуры и постамента.
Лубянская же площадь, лишившись своего центрального монумента, в значительной мере утратила ансамблевое единство и пространственную цельность137.
В 1959 году исполнилось 130 лет со времени трагической гибели замечательного русского писателя, классика русской драматургии и видного российского дипломата А. С. Грибоедова. К этой дате в Москве, на его родине, был сооружен памятник, в художественном облике которого интересно сочетаются черты парадного монумента и новое понимание образности как совокупности конкретно-психологического и символико-аллегорического начал. Авторы - скульптор А. А. Мануилов и архитектор А. А. Заварзин138.
Памятник установлен в начале Чистопрудного бульвара. Градостроительное значение его невелико, так как от широкого пространства площади Мясницких ворот бульвар "отсечен" павильоном станции метро "Чистые пруды".
Если смотреть на памятник с маленькой площадки трамвайного кольца, расположенной непосредственно при выходе из метро, он покажется, пожалуй, излишне громоздким. Мощный подиум с покатыми верхними гранями несет четырехгранное основание, на котором покоится высокий цилиндрический постамент из серого украинского гранита. Высокая стройная фигура представлена в позе полушага: задумчиво опустив голову, сжимая одной рукой перчатки, а другой, поддерживая сползающую с плеча крылатку, писатель как бы остановился во время прогулки. С подобным композиционным решением мы встречались уже в опекушинском памятнике А. С. Пушкину.
Монументальная по пластике фигура, трактованная крупными открытыми плоскостями, грандиозность колоннообразного постамента, с которого ниспадает тяжелыми складками бронзовый театральный занавес, - эти непременные черты официальной парадности совершенно нивелируются образным решением памятника, проникнутым благородством, сдержанностью, простотой и глубоким психологизмом. Размышления писателя над образами своей комедии полны боли за Отчизну и радения об ее будущем.
В бронзовом горельефе на нижней части постамента изображены
персонажи "Горя от ума" - Молчалин и Софья, Фамусов и Скалозуб, чета Тугоуховских
и супруги Горичи... Острая, несколько гротескная трактовка рельефа, изображение
драпировки на пьедестале как подобия театрального занавеса, детализация костюма
- все эти элементы камерного решения, непосредственно связанные с возможностью
обзора памятника с близкого расстояния, приближают образ к зрителю, снимают
его с парадных котурн и делают как бы частью обыденного пространства (как это
обычно случается с памятниками, устанавливаемыми без пьедестала).