Древнейшим сохранившимся до наших дней мемориальным сооружением в Москве является Архангельский собор Московского Кремля, построенный в 1505-1508 годах Алевизом Новым на месте древней белокаменной Архангельской церкви (1333), служившей усыпальницей московских великих и удельных князей.
Пятиглавый собор имеет в основе композиции традиционную крестово-купольную систему. Зодчий применил полуциркульные своды и крещатые в плане столпы, имеющие высокие и широкие постаменты. Внутреннее пространство отличается, как в древнерусских храмах, дробностью и неравномерностью членений, затененностью и теснотой, что, впрочем, вполне соответствует основному предназначению храма - некрополя.
В соответствии с планом, фасады также членятся на неравные части; кроме того, в западной части храма для семьи князя сооружена двухъярусная паперть, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, и, таким образом, пятиглавие оказалось сильно смещено к востоку. Общую дисгармонию композиции усиливает обилие светских элементов в декоре, заимствованных из арсенала итальянской ренессансной архитектуры. В противоположность интерьеру, внешний облик собора удивительно праздничен, наряден. Он оформлен как ренессансное палаццо. Классический пилястровый ордер членит фасады по горизонтали на два этажа, из которых нижний обработан с помощью ложной аркады, верхний оформлен широкими филенками. Каждый этаж имеет свои окна. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами (первоначально покрытие было позакомарным и закомары завершались фиалами). Паперть напоминает характерную для венецианской архитектуры лоджию.
Порталы и лоджия покрыты великолепным резным орнаментом. Обилие разнообразного пластического декора делает собор похожим на монументальный реликварий.
Ордерная декорация применена и в интерьере: к столпам приставлены пилястры, рукава креста обходит единый карниз.
Собор был расписан в XVI веке, в 1652-1666 годах обветшалые росписи были возобновлены (работы возглавляли мастера Оружейной палаты С. Резанец, Я. Казанец, С. Ушаков, Ф. Зубов, Ф. Козлов). Важнейшее мемориальное значение имеет "портретная галерея" нижнего яруса, представляющая изображения (разумеется, абсолютно условные) реальных исторических лиц, погребенных в соборе: Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III - всего более 60 "портретов"; здесь же помещались парсуны первых Романовых1.
Донатор собора великий князь Василий III представлен на самом почетном месте - на северо-западном столпе, напротив главного входа в храм. На других столпах изображены князья Владимиро - Суздальской и Киевской Руси - предки московских князей, то есть воспроизведено их генеалогическое древо, олицетворяющее предысторию Московского государства.